Темы: Иштадлут, Давид, Упование, Теилим, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав. Я хотел бы спросить: как стать духовно сильнее в это непростое время дома? Моисей
Уважаемый Моисей!
Вы задали очень актуальный и животрепещущий вопрос. Очень многие ощущают непосредственную опасность и растерянность. Но надо хорошо знать и помнить, что Б-г руководит миром и тем, что произойдет с каждым из нас во все времена — и в этот момент тоже. Всё «под контролем».
Понятно, на нас есть обязанность иштадлут — старания, усилия: беречь нашу жизнь и здоровье, и это мицва. Принимать меры предосторожности — это одно, а помнить, что мы каждый момент в руках Б-га — это другое. Человек, который внутренне живет с таким ощущением, не пугается опасностей. Он принимает, со своей стороны, меры осторожности, но знает, что, в конечном счете, его судьба в руках Б-га в любой момент — и в спокойное время, и в момент опасности. Он внутренне спокоен.
Знать это в теории — это вера, а ощущать это на практике — это то, что называют битахон — глубокое понимание, что мы полностью в руках Б-га. Достичь этого понимания — внутренняя работа над собой. Перевести знание, что Б-г руководит каждую минуту тем, что случится с каждым из нас, из понимания головой в ощущение сердца.
Когда мы читаем Тэилим царя Давида, мы можем ощутить, как он в любой момент живет с Б-гом: и в радости, и в беде, и в опасности полностью полагается на Б-га. В третьей главе Тэилим мы читаем: «Песнь (мизмор) Давида, — когда бежал он от Авшалома, сына своего» (1). Давид был в тяжелой беде — его сын восстал против него и в тот момент большинство народа было с Авшаломом.
Спрашивает Гмара: «Песнь» Давида? «Плач» Давида должно быть сказано! И Гмара отвечает: это можно сравнить со следующей ситуацией: на человеке был долг. Пока на нем был долг, он был грустным, когда отдал долг — стал радостным. Давид услышал от пророка: «Вот, Я наведу на тебя зло из дома твоего…» (Шмуэль II 11:11). И Давид боялся: может быть, на него восстанет раб или мамзер, который вообще не будет его жалеть. А когда оказалось, что это его сын, то стало ясно, что какая-то мера жалости есть (как это потом и проявилось в решениях Авшалома, см. комментарий Мальбима к Шмуэль II 17). Когда Давид узнал, что это его сын, он стал петь.
А в шестом стихе той же, третьей, главы Тэилим царь Давид говорит: «Я ложусь и засыпаю, просыпаюсь потому, что Господь поддерживает меня». Царь был в непосредственной опасности: в его стан могли подослать убийц (как и предложил советник Авшалома Ахитофель, см. Шмуэль II 17:1-3). Но Давид полностью полагается на Б-га, знает и ощущает, что он полностью в Его руках. Он ложится спать и спокойно засыпает.
А в Тэилим 131 он говорит о том, как ощущает себя перед Б-гом: «Но уподобил душу мою ребенку у груди матери его…» (2, по комментарию Раши). Ощущает себя как маленький ребенок на руках матери. Иными словами, «как грудной ребенок полностью полагается на маму и вообще ни о чем не заботится, так и я полностью полагаюсь на Тебя, Б-г». Какое хорошее ощущение — как грудной ребенок на руках матери!
Желаю Вам и нам всем такого же ощущения — как у Давида, который полностью полагался на Б-га.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Теилим, гимны, песни восхваления
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Гади Поллак
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Хава Куперман
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его