Темы: Болезни, Опасность, Праведники, Мусар, Ангел смерти, Рав Исраэль Салантер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго времени суток. Извините за длинное вступление. Период коронавируса показывает и напоминает нам, что есть такие явления как коллективная ответственность и (само)дисциплина. Сравнение на сегодняшний день Китая и США показывает, что есть периоды, когда политика насилия и контроля необходима для более эффективного выживания общества в целом.
Понимаю тех, кто считает, что изучение Торы спасает от гзерот, лё алейну («несчастий, да не случатся с нами»), но понимаю также, что «(после того, как) дано разрешение Ангелу смерти разить, он не делает различия между праведниками и грешниками». И поэтому лучше не рисковать и изучать Тору не в бейт-мидраше.
И вирус не смотрит на разрешения и послабления Минздрава, руководствующегося статистикой, за которой не видно человека. Это мое мнение, которое, возможно, ошибочно.
Вопрос. Как поступали наши святые праотцы в такие времена, и как нужно поступать нам в свете Галахи (еврейского Закона)? Спасибо! Дов
Уважаемый Дов!
Во-первых, приведу Вам слова рош ешиве (одного из руководителей ешивы) «Слободка» из Бней-Брака. Рав Дов Ландо, один из больших людей Торы нашего поколения, сказал в своем выступлении так: «По Торе, когда есть опасность для здоровья и жизни, как раз врачи являются поским (законоучителями), на основании слов которых решают, что надо делать, чтобы спастись от опасности».
И, во-вторых, два примера того, как поступали великие раввины, главы общин во времена эпидемий.
Известны указания рава Акивы Эйгера, см. его галахические ответы, во время эпидемии холеры в 1830 году. Это было перед Рош а-Шана. В синагоге разрешалось занимать только половину мест, чтобы не было скученности. Поэтому люди бросали жребий, кому достанутся места: кто будет в синагоге на Рош а-Шана, не будет в Йом-Кипур, и наоборот. Синагогу и дома следовало хорошо проветривать. В Рош а-Шана ели пораньше, до конца молитвы, чтобы не ослабеть. А в Йом-Кипур в синагоге должны были присутствовать два врача: тот, кто почувствует слабость, должен был подойти к ним.
Известны действия рава Исраэля Салантера во время эпидемии в Вильно. Привожу выдержки из статьи рава Хаима Бурштейна:
В 1848 году «в Вильне вспыхнула эпидемия холеры, унесшая жизни множества людей. Оказание помощи больным и уход за ними не входили в обязанности раввинов города, однако рав Исраэль Салантер так не считал. В спасении жизней людей и оказании милосердия ближнему он видел долг каждого еврея и в первую очередь мудрецов Торы. Он был убежден, что раввины должны беспокоиться об имуществе и физическом здоровье людей так же, как о духовном, и возложил на себя руководство этой деятельностью. Рав Салантер основал комитет по организации действий по спасению от эпидемии. Он создал больницу на тысячу пятьсот мест, несмотря на то, что это требовало значительных затрат, а у него в тот момент не было никаких источников дохода. Не ведая сомнений, он основал фонд для обеспечения необходимого бюджета.
…Рав Салантер всех призывал следовать советам врачей, считая это требованием Торы, и был столь настойчив, что в связи с этим даже возникла поговорка: “Кто вкушает рыбу — ест свинину!” (В то время медицина считала рыбу крайне вредной при этой болезни).
…В письме он настаивает на необходимости во всем слушать врачей, включая и вопросы питания, подчеркивая, что это является требованием нашей веры.
По примеру рава Исраэля все врачи работали безвозмездно, не взимая платы ни с бедного, ни с богатого. Он также организовал “скорую помощь” по модели, существующей в современных городах: собрал семьдесят богобоязненных молодых людей и распределил между ними дежурства, чтобы они оказывали неотложную помощь в любое время и в любом месте. Он сам появлялся везде, где требовалось ускорить работу, особенно в канун субботы и в саму субботу, когда существовало опасение, что из-за боязни нарушить святость этого дня дежурные могут не принять всех необходимых мер для спасения жизней.
…В то же время рав Исраэль призывал народ не бояться и не предаваться панике, а также не умножать скорбь по умершим, поскольку страдания истощают организм и нервную систему человека, что повышает опасность заболевания».
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы.
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Этические законы аналогичны Божьему закону, по которому сотворен мир. Единственная разница между ними заключается в том, что этические правила нужны только людям, а законы природы объемлют всю вселенную.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Реувен Куклин
Кем работает Сатана?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Шломо Гольдман
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Мишпатим
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ