Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Это выражение, одно из многих, которыми одарил публику Виктор Черномырдин, российский премьер в 90-е, подходит и к нынешней ситуации.
В мире бушует коронавирус. Люди умирают десятками тысяч, счет зараженных перевалил за миллион, а огромной доле остальных приходится сидеть дома и либо вовсе не выходить, либо только за самым необходимым.
И в такой ситуации евреям предстоит на этой неделе отметить Песах. Привыкшим проводить пасхальный Седер расширенной семьей, с дедушками и бабушками, придется от этого отказаться. Никуда ни к кому не ехать, оставаться и делать все у себя дома. И вообще, по большому счету никуда из дома не выходить. Чтобы не подвергнуться, возможно, смертельному риску.
Что это за Песах! Разве так можно? Когда такое было в последний раз?
Ну, в последний раз - трудно сказать, много тяжелых испытаний выпало на долю нашего народа, видали и не такое. Была и инквизиция, был и Холокост, тогда тоже выходить на улицу было для еврея, мягко говоря, небезопасно.
Зато известно, когда такое было в первый раз - в самый первый Песах! В тот самый, в который мы выходили из Египта.
Тогда нам было велено не просто принести Пасхальную жертву и съесть ее, сидя дома, но и никуда из этого дома не выходить. Ибо в ту ночь Б-г поражал Египет последней, самой ужасной Казнью первенцев: «Вы же не выходите никто за дверь своего дома до утра. И пройдет Г-сподь, чтобы поразить Египет, и увидит кровь на притолоке и на двух косяках, и минует Господь тот вход, и не даст [ангелу] разрушения войти в ваши дома, чтобы поразить» (Шмот 12:22-23).
А тот, кто выйдет из дома на улицу, значит, подвергнет себя опасности.
Но он же еврей, а не египетский первенец и не верблюд! Ради еврейского народа все и делается. Почему же и он подвергнется опасности?
Объясняет Раши (там же): после того, как дана свобода действия ангелу разрушения, он не различает между праведниками и грешниками.
Что, вроде бы, наблюдаем и мы прямо сейчас: Б-г «проходит» по всему миру, поражая его коронавирусом, и тот, кто окажется на пути этого вируса, подвергнется опасности, даже если он праведник. Уже известны конкретные случаи. Так что тут не шутки, и действительно лучше по возможности из дома не выходить.
Однако сам приведенный Раши принцип, вроде бы, непонятен. Почему после того как Б-г дает разрешение ангелу кого-то поражать, тот не различает между праведниками и грешниками? Как такое возможно?
Если по справедливости праведник не заслуживает удара ангела, то Б-г и не должен давать ангелу такой свободы. А если не дает, если разрешает поражать только грешников, но ангел такой «безмозглый» или «слепой», что не различает между ними и праведниками, зачем создавать такого ангела и давать ему волю? Это все равно, что давать ружье в руки обезьяне и наказать ей стрелять только по грешникам. А она не понимает и палит без разбору. Разве так можно?
Впрочем, есть тут и другой вопрос: кто, собственно, поражал египтян?
Из приведенных нами стихов Торы и комментария Раши следует, что поражал ангел. Да, с разрешения Б-га, но именно «ангел разрушения».
Но в Пасхальной Агаде, вроде бы, написано иначе. Она приводит стих в предыдущем отрывке той же главы Бо (там же 12:12): «И пройду Я по земле Египетской в эту ночь, и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека и до скота, и над всеми божествами Египта совершу Я расправу — Я Господь».
Этот стих Агада толкует так: «И пройду Я по земле Египетской» – Я, а не ангел. «И поражу всякого первенца в земле Египетской» – Я, а не серафим. «И над всеми божествами Египта совершу Я расправу» – Я, а не посланник. «Я Господь» – Я Сам, и никто другой.
Отсюда следует, что именно Б-г поражал всех первенцев. Сам, без всяких ангелов и прочих посланников.
Но как тогда понимать первое приведенное нами толкование, что Б-г дал свободу действия ангелу разрушения, а тот поражал всех, не различая между праведниками и грешниками? Сам Б-г поражал или ангел с Его разрешения?
Есть и другое место в Торе, где не совсем ясно, кто действовал. Во время дарования Торы, отдавая Моше указания по поводу предстоящего путешествия по пустыне к Земле Обетованной, Б-г говорит (там же 23:20): «Вот Я направляю ангела перед тобой, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя на место, которое Я уготовил».
Отсюда следует, что евреев по этому пути вел ангел. Поэтому Раши (там же) комментирует: уже здесь Б-г намекнул Моше, что евреи согрешат с тельцом, после чего Б-г откажется вести их напрямую и пошлет вместо Себя ангела.
Но Рамбан (там же) спрашивает: если речь идет о решении Б-га не вести народ напрямую после греха, то ведь это решение Б-г потом пересмотрел. Сначала Он действительно сказал (там же 33:2-3): «И пошлю я перед тобой ангела… Ибо Я не пойду в твоей среде». Но потом Моше стал умолять Б-га передумать (там же 33:15): «Если Ты Сам не пойдешь, не выводи нас отсюда». И Б-г согласился все-таки повести народ непосредственно. Что же означают Его слова сейчас, что Он пошлет ангела?
И еще вопрос, который задают многие комментаторы: если уже здесь Б-г оповестил Моше, что Он поведет евреев только через ангела, почему Моше, в свою очередь, уже здесь не начал возражать и просить Б-га передумать и вести их напрямую? Почему только после самого греха стал об этом упрашивать, а сейчас принял эту весть безропотно?
Поэтому большинство других комментаторов считают, что изначальное упоминание Б-гом ангела не означало намек, что евреи согрешат, и в наказание их поведет ангел вместо Б-га непосредственно. Но что же оно тогда означало?
Абарбанель объясняет так: хотя в принципе народ Израиля, в отличие от других народов, управляется Б-гом не через ангела, а непосредственно, в полной мере это происходит в Земле Израиля, которая является подходящей для этого почвой и находится под прямым управлением Б-га.
Но до нее еврейскому народу придется добираться по пустыне. А пустыня - на то и пустое и глухое место, отдаленное от цивилизации и центра событий, «на отшибе», что символизирует отдаленность от Б-га, от центра управления Им мира. Поэтому в пустыне Б-г присутствует как бы не напрямую, а через ангела, и так поведет по ней народ.
И Моше принял это оповещение Б-га без возражений, ибо на том этапе предполагалось, что переход по пустыне к Земле Обетованной будет быстрым, всего в несколько дней - это можно потерпеть. И только после того, как согрешили и остались в пустыне на много лет, Моше взмолился, чтобы не остались на столько лет без прямого присутствия Б-га.
Мальбим объясняет иначе. Он проводит различие между двумя типами ангелов: тот, который непосредственно сопровождает Б-га, и тот, который не сопровождает Его, а выполняет миссию, с которой Б-г его куда-то послал.
Иллюстрировать можно на примере королевских гвардейцев, стражи - Б-г устроил Свое Небесное царство по такому же механизму, как действует и земное царство, чтобы нам, людям было понятнее.
Одно дело - когда Царь посылает кого-то с миссией, какого-нибудь мушкетера. Другое - когда Он Сам куда-то идет, прибывает - в сопровождении свиты, стражи. Цель приезда может быть всякая: просто уважить кого-то или спасти, или, наоборот, покарать, «навести порядок». То есть при этом Царь может выполнять какие-то действия, особенно если спасает или карает. Но делает Он обычно это не сам, а руками слуг. Надо кого-то спасти - не сам прыгнет в море и вытащит. Кого-то покарать - не сам возьмет в руки меч и отрубит голову. Он отдаст приказ, поведет рукой - и это сделают его люди - спасатели, стражники, палач. Но будет считаться, что «Он казнил» или «Он спас». Само Его присутствие и непосредственный приказ усиливает эффект. Он прибыл «на место» и «разобрался». Сам!
Именно о таком ангеле, по словам Мальбима, идет речь в указаниях Б-га по поводу путешествия евреев по пустыне. Об их передвижении сказано: «А Г-сподь шел перед ними днем в облачном столпе, чтобы направлять их в пути, а ночью в огненном столпе, чтобы светить им, (чтобы они могли) идти днем и ночью» (там же 13:21) Итак, с ними шел Сам Б-г.
Но в то же время - «в облачном столпе» днем и «в огненном столпе» ночью. А ниже сказано: «И переместился ангел Б-га, шедший перед станом Израиля, и пошел позади них. И переместился облачный столп, (шедший) перед ними, и стал позади них. И вошел между станом Египта и станом Израиля». (там же 14:19-20) То есть облачный и огненный столпы знаменовали «ангелов Б-га». Ибо слово малах, которое мы переводим как «ангел», строго говоря, означает «посланец». То есть это слово обозначает любую силу, созданную Б-гом и выполняющую какую-то роль, какое-то действие по Его Воле. Итак, Сам Б-г шел с евреями, вел их «за руку» по пустыне, но при этом был в свите ангелов, которых знаменовали облака - таким образом становилось явным Его присутствие.
Б-г говорит: слушайтесь ангела и не перечьте ему, ибо не он не простит повинности, «ибо Мое Имя (несет он) в себе» (там же 23:21). Это не значит, что Б-г наделяет ангела такими «чрезвычайными полномочиями», что ему нельзя перечить, как Самому Б-гу. Это значит, что ангел представляет собой «свиту» Б-га. Имя Б-га находится «в его среде», как царь находится в окружении свиты. Только в небесном воинстве один могучий ангел может играть роль такой свиты и «окружать» Царя со всех нужных сторон.
И поэтому нельзя перечить тому ангелу. Перечить царскому представителю всегда плохо, но одно дело, если он на миссии один, а царь непосредственно не присутствует, - тогда это все-таки неповиновение представителю власти, а не ей самой. Другое дело - когда это стражник, сопровождающий Царя, и выполняющий все действия в Его присутствии и по Его непосредственному приказу. В таком случае неповиновение стражнику равноценно неповиновению Самому Царю, бунту против Его власти. Об этом Б-г предупреждает Моше.
И Моше принимает все без возражений, ибо идет речь о том, что Б-г Сам пойдет с ними - в сопровождении Своей стражи.
Но потом, когда евреи согрешили, Б-г сказал: не пойду Я Сам с вами - потому, что вы упрямый народ, легко взбунтуетесь, и тогда посчитается, что бунтуете против Меня непосредственно, вам же будет хуже. Вместо этого пошлю ангела, который будет выполнять миссию, не сопровождая Меня, - неповиновение ему будет менее тяжким грехом. И это решение по просьбе Моше Б-г потом отменил. Лучше все-таки близость к Б-гу, даже если придется вести себя осторожнее.
Вот и при казни первенцев Б-г Сам прошел по Египту - но в сопровождении «свиты» - ангела разрушения, палача. Б-г не послал кого-то с карательной миссией, а Сам пришел поразить первенцев. Проходил по каждой улице и непосредственно отдавал приказ палачу рубить.
Но сам тот палач слеп. Он рубака, только мечом умеет махать. Как царский стражник - тот не разбирается в праведниках и грешниках, не его ума дело, его дело - служить Царю и выполнять приказ. Сказали рубить - рубит.
Поэтому сидеть всем по домам и не выходить, чтобы не попадаться ему под руку.
Почему Б-г так устроил?
Потому что так устроено царство. Царь не Сам рубит, при этом разбираясь, кто Ему тут попался. Он выше. Он окружен свитой и стражей, которая Ему служит. Он отдает приказы, которые она выполняет. И при этом да, людям нужно беречься.
Ибо царство - это не шутки. Царь, даже если Он добрый и справедливый, также должен быть грозным. Доступным, но не всегда и не при любых условиях. Он окружен свитой. Если решит, может установить с человеком связь непосредственно, приказать стражникам расступиться. Но может и остаться за их заслоном. Или приказать им рубать, и тогда, если ты разумный человек, не вставай у них на пути.
Иногда подданные должны слышать и львиный рык. Берегитесь!
Целью Египетских казней было не только собственно наказать египтян, но и в целом раскрыть присутствие и всемогущество Б-га. Казней было десять, как изречений Б-га при Сотворении мира. Тогда, при Сотворении было очевидно, что мир создан и управляется Б-гом, но потом этот факт стал сокрытым, вместе с присутствием Б-га. А теперь вновь раскрылся. Б-г предстал перед миром во всей Своей «красе» - и силе. Все увидели, какой Он всемогущий и грозный.
Потом Б-г сказал евреям (там же 15:26): «Если будешь прислушиваться к голосу Г-спода, Б-га твоего… то все болезни, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя; ибо Я, Г-сподь — твой целитель». (Раши поясняет: «не наведу» - а если и наведу, то вылечу, «ибо Я Г-сподь, твой целитель».) То есть, хотя Б-г наводил казни и болезни именно на египтян, наказывая их за угнетение евреев и принуждая отпустить их, на евреев эти казни тоже наводили страх - с Б-гом шутки плохи. Поэтому Б-г им говорит: если будете соблюдать заповеди, то вам нечего бояться, но если не будете - то действительно, сам видели, что может случиться...
Так что, хотя Б-г - наш милосердный Отец, он также грозный Царь, и иногда Он выступает и в этом качестве, чтобы мы не забывали.
В этом качестве Он явно выступает и сейчас, обрушив на мир пандемию, «ангела разрушения», слепого вируса, который не различает между праведниками и грешниками. И снова нам нужно беречься, снова не выходить из дома и соблюдать остальные меры предосторожности, которые рекомендуют специалисты.
И - отмечать Песах. В свете сказанного, происходящее вовсе не противоречит этому празднику - напротив, вводит нас в его атмосферу, во многом повторяет то, что случилось в этот день изначально. Песах - время откровения Б-га во всей красе - и во всем Его грозном всемогуществе. Он может наводить казни на любую страну, даже на ведущую мировую державу, будь то Древний Египет или современная Америка, и не поможет ей тогда никакое могущество и мировое господство - это видим прямо сейчас, своими глазами.
Самая мощная в мире армия? Она-то как раз и стала ловушкой для собственных солдат. Многих из них срочно эвакуируют из мест дислокаций, потому что их лагеря без всяких вражеских набегов и ракет стали рассадниками заразы. Символы сверхдержавного статуса - авианосцы, но пришлось одному из них быстро ретироваться на свою базу не потому, что вынудили отступить враги, а потому что одолел вирус изнутри. Кто бы мог подумать!
Так что Б-г сейчас показывает всем, Кто в мире на самом деле Хозяин. Всему миру пришлось маску надеть, а Б-г ее снял, показал всем Свое «лицо». Сияющее, но способное и ослепить. Это устрашает - но нас евреев, также вдохновляет. Таков наш Б-г, может кого угодно повергнуть с высот - но может и вознести. Может поразить, но может и спасти.
Остается беречься и молиться, чтобы все болезни, которые Он навел на Египет и на Китай, и на Италию, и на Америку, и на всех остальных, не навел на нас. А если и наведет - то пусть исцелит, ибо Он, Г-сподь — наш целитель.
Теги: Песах, америка, Праздник, Египет, Пасхальный седер, Золотой телец, коронавирус, карантин, социальное дистанцирование, Пасхальная Агада, ангелы, Ангел смерти, Египетские казни, Казни египетские, Италия, маска, Сотворение мира