Темы: Запреты, Мудрецы, Деньги, Тора и бизнес, Проценты, Долги
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ всегда, когда было необходимо, одалживал деньги в долларах и отдавал в долларах, чтобы не зависеть от инфляции, но недавно мне сказали, что тут может быть проблема с процентами. Это действительно так? И, если да, то как правильно одалживать доллары, чтобы вернуть такую же сумму?
Большое спасибо, что обратились к нам. Чтобы ответить на Ваш вопрос, понадобится небольшое введение. Еврейский Закон разрешает без проблем одалживать и возвращать деньги в местной валюте. Т.е. в Израиле можно спокойно одалживать шекели и возвращать ту же сумму в шекелях. В России можно одалживать рубли и возвращать рубли. Точно так же в Америке можно одалживать доллары и отдавать доллары.
Проблема возникает, когда деньги одалживают в иностранной валюте. Дело в том, что деньги, которые не находятся в обращении в данной стране, с точки зрения Торы имеют статус товара, а не денег. Это означает, что, например, в Израиле шекели считаются деньгами и их курс считается постоянным, а цена товаров и приравненной к ним иностранной валюты повышается или понижается.
Одалживать деньги под проценты (рибит) запрещено Торой, мудрецы запретили одалживать товары (без соблюдения определенных условий, см. ниже), даже если планируется вернуть такой же товар, из опасения, что товар поднимется в цене и получится, что возвращают больше, чем получили, а это — рибит (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 162:1).
Поэтому: раз иностранная валюта приравнивается к товару, как было сказано выше, нельзя одалживать доллары, даже чтобы вернуть такую же сумму в долларах — из опасения, что курс доллара повысится и получится, что возвращают больше. А вот, например, рубли в России можно одалживать без проблем, поскольку по Торе они считаются деньгами, т. е. их курс все время остается постоянным, а товары и иностранная валюта, приравненная к ним, дорожают или дешевеют по отношению к рублю.
Понятно, что этот запрет не действует в Америке и других странах, где доллары являются местной валютой и ими рассчитываются повсеместно. (Несколько десятилетий назад в Израиле и в бывшем Советском Союзе расчеты в долларах были достаточно распространены, но на данный момент ситуация изменилась).
Как же правильно одалживать доллары в Израиле или России, чтобы не было проблем с рибитом? Возможны два варианта:
1. Если у должника на момент взятия ссуды имеется в наличии даже один доллар, то он может брать всю сумму в долг в долларах и возвращать в долларах (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 162:2).
(Поскольку одалживать товары запрещено не Торой, а мудрецами, мудрецы сделали «послабление» и постановили, что доллары, имеющиеся у должника, как бы переходят во владение заимодавца и поднимаются в цене, уже будучи имуществом заимодавца. Тогда получается, что должник не возвращает больше, чем взял).
2. Если при взятии ссуды в долларах долг пересчитали по курсу в местной валюте и постановили, что долг будет выплачен в местной валюте (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 162:1).
Стоит отметить: между этими двумя вариантами существует принципиальное различие. Если в первом случае долг остается в долларах, то во втором долг считается в местной валюте.
Приведем пример, как на практике в Израиле Шимон может одолжить у Реувена 1000 долларов на три месяца:
1. Если у Шимона есть в наличии доллар, ему разрешено взять 1000 долларов в долг, и через три месяца Шимон возвращает Реувену 1000 долларов.
(С согласия Реувена, Шимон может вернуть ему 1000 долларов в шекелях по курсу на момент возвращения долга).
2. Шимон и Реувен могут перевести 1000 долларов в шекели по курсу на момент получения ссуды, скажем, это будет 4000 шекелей. В таком случае через три месяца Шимон должен будет вернуть 4000 шекелей.
(С согласия Реувена, Шимон может вернуть ему 4000 шекелей в долларах по курсу на момент возвращения долга).
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Шауль Вагшал
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его