Темы: Душа, Духовность, Материальность, Материальные блага
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, я не еврей, а перешедший из христианства ноахид, учусь в университете. Постоянно затрудняюсь в понимании слова ДУХОВНОСТЬ, что оно представляет? Я бы хотел попросить у раввина объяснить мне как академическому студенту, как правильного понять, что такое ДУХОВНОСТЬ. Даже в академических чтениях это понятие туманно и неясно. Спасибо за ответ. N.
Здравствуйте, N.!
Вы правы, «духовность» — одно из тех понятий, которые мы много используем, но мало задумываемся, каково, собственно, их содержание. Потому что… ну, понятно. Это нечто возвышенное, неземное, оторванное от этого грешного мира, и произносить это слово надо с придыханием, закатив глаза и вознеся руки. Духо-о-овность…
Но если пытаться выработать конкретное определение, то боюсь, что тягаться с глубокими объяснениями и формулировками университетской братии и говорить на ее языке я не смогу. Вполне может выйти ближе к языку тех, кто «академиев не кончал».
По-еврейски «духовность» — руханиют. Однако если посмотрим текст Письменной Торы, там этого слова не найдем. Как не найдем любого слова, образованного с помощью аффикса «-ут» — «-ость», «-изм». Не любит Тора использовать такие понятия, только в относительно недавних религиозных книгах найдем их. Изначально же, похоже, обходились без них — и ничего.
Зато в Торе можно найти слово, от которого эта «духовность»-руханиют образована: руах.
Что оно означает? В основном — эквивалент русского слова, от которого образована та же «духовность», — «дух».
А это что значит? По словам мудрецов, у души три составляющих: нэфеш, руах и нэшама. Что именно означает эта «конструкция» и каждая из ее составляющих — другой разговор. Но, по-простому, каждое из этих слов, включая руах-«дух», обозначает душу.
А что такое душа? Опять же, по-простому, «нефизическая» составляющая человека — в отличие от его тела, составляющей физической, материальной.
Отсюда и другие значения слова руах, в том числе и более «физические», например, «дыхание», «дуновение», «ветер». Хотя все эти слова обозначают движение физических молекул в пространстве, это явление относительно недавно открыли товарищи ученые. Изначально же Б-г создал мир именно так, что и дыхание, и ветер, будучи «невидимыми», естественным образом представляются человеку чем-то не совсем материальным.
Дыхание — потому, что означает наличие в теле души. Тора описывает дарование телу жизни так: «И вдохнул [Б-г] ему в ноздри дыхание жизни» (Берешит 2:7). Именно наличием или отсутствием дыхания, согласно Торе, определяется, жив человек или нет. Ветер — потому, что обозначает не только физическое перемещение воздуха, но и духовное веяние откуда-то, в каком-то направлении, с той или иной стороны. Все эти понятия тоже обозначаются словом руах, например, руах а-йом (Берешит 3:8) — «направление [в котором клонилось к закату солнце в конце] дня», то есть запад. Ведь физические, географические направления тоже отражают духовные, например, восточный или западный характер души. Веяние — это какое-то направление мыслей в обществе, перемена людских настроений, отражающая изменение человеческих душ. Ведь и настрой, настроение тоже обозначается еврейским словом руах (Бэмидбар 14:24).
Итак, руах — это дух, душа, нефизическая составляющая человека, можно добавить: связанная с нефизическими, высшими («духовными») мирами, с духовными силами, исходящими от Б-га. То есть та составляющая человека, которая позволяет ему чувствовать, что он — более чем материя, чем груда мяса. Он личность, у которой может быть тот или иной характер, настрой. Он может испытывать различные чувства, ощущать возвышенное, чувствовать, что выходит за пределы чисто физических измерений.
Что же касается существительного «духовность», то это, как сказано, уже скорее искусственное слово, которое может обозначать разные моменты, связанные с душой и ее свойствами. Так, согласно одному из виденных мной определений, «духовность» — это совокупность проявлений духа в мире и человеке. Или — моральные ценности и традиции, часто сконцентрированные в религиозных учениях и практиках. Или — стремление к восстановлению изначального состояния человека как «образа и подобия Б-га».
В нерелигиозном контексте это слово также часто используется в значении «культура»: красота слова, музыкального звука или формы воспринимается людьми как нечто не совсем материальное, т. к. передается «неосязаемыми» звуковыми и световыми волнами, а также создает то или иное настроение, состояние души. Есть, конечно, и более «научные» определения духовности, как те, что дают в университетах. Поскольку слово «духовность» изобретено людьми, трудно спорить с любым из этих определений: что люди хотят этим словом сказать, то оно и означает.
Если же говорить о том, что обозначают этим словом люди, населяющие религиозный еврейский мир, то поскольку «душа» (руах) в нашем понимании — нефизическая составляющая человека, отличная от его материальной составляющей, то и «духовность» (руханиют) обозначает то, что отлично от «материальности» (гашмиют). «Материальность», «материальное» в простом понимании — это то, что хорошо для тела: еда, интимные отношения, в целом комфорт и удобство или, вообще, устроенность и налаженность быта. Кроме того, часто имеются в виду не только сами физические наслаждения и удобства, но стремление к ним, погруженность в них. Соответственно, «духовность» — это то, что хорошо для души: ее обогащение путем улучшения человеческого характера и выполнения предписаний религии (для евреев — заповедей Торы). Стремление к этим занятиям, погруженность в них.
Например, есть в религиозном мире такое выражение: забота о материальном благополучии (гашмиют) ближнего — это твоя духовность (руханиют). То есть, когда ты даешь ближнему нечто материальное — кормишь его, предоставляешь ночлег, помогаешь обустроиться, — то сам при этом обогащаешься духовно. В материальном плане ты ничего не получаешь, а то и отдаешь, но в духовном — улучшаешь свой характер, вырабатывая положительные качества — милосердие, щедрость и др., — и так обогащаешься. Таким образом, здесь «духовность» — это то, что хорошо для души.
И здесь мы видим еще один очень важный момент: хотя Тора призывает нас к духовности, это не значит, что духовность никакого отношения к материальности не имеет и что материальность по своей сути не может быть хорошей. Нет, материальное при правильном подходе может служить духовности. Б-г создал нас в материальном мире не для того, чтобы мы от него уходили, а для того, чтобы жили в нем — и при этом были духовными.
Например, оказывая материальную помощь тем, кто в этом нуждается. Или — когда мы сами пользуемся материальными благами, но рассматриваем их не как самоцель, а как средство для поддержания и «производства» духовности. Человек не может быть духовным, если не ест и не спит. А также — не может передать духовность следующему поколению, если не вступает в интимные отношения: тогда следующее поколение просто не будет рождено. Поэтому всеми этими благами не только можно, но и нужно пользоваться, получая при этом всё соответствующее телесное наслаждение и в то же время превращая всё это в духовность соответствующими намерениями. Есть и спать, чтобы были силы выполнять заповеди и совершать другие правильные действия, вступать в интимные отношения, чтобы произвести потомство, которое продолжит наш духовный путь.
Так что желаю Вам и всяческих материальных благ, и всего, что будет хорошо для Вашей души — той самой духовности.
С уважением, Меир Мучник
Читайте также: тема Духовное развитие человека
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Берл Набутовский
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Ашер Кушнир
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Все время, пока человек занят служением Всевышнему, ецер ара лежит спокойно. И вся его цель — поймать человека в свои сети в час, когда тот отвлечется от служения.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его