Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Пророк Йехезкель»
Темы: Плиштим, Рав Хаим Бурштейн, Книга Йехезкель
Евреи и филистимляне. Война с филистимлянами. Капище русалки. Мышление филистимлян
На этой лекции цикла рава Хаима Бурштейна по книге Пророка Йехезкеля идет речь об отношениях между евреями и филистимлянами, а также о разрушении филистимлянами Храма в Шило. Четвертая глава книги пророка Шмуэля описывает, как филистимляне, необрезанные, потомки Хама, ведут войну против евреев: евреи с бронзовым оружием, филистимляне – с железным, более технологически продвинутым. Понимая, что в военной силе они уступают врагу, евреи решили воспользоваться неконвенциональным оружием – а именно, принести в стан из Шило Ковчег Завета.
У филистимлян было 5 городов и 5 князей, и главная их концепция – необрезанность, во всех смыслах этого слова. Они воевали с евреями только потому, что те были народом Завета с Б-гом, а филистимляне были против того, чтобы вмешивать Б-га в свою жизнь. Увидев Ковчег, филистимляне устрашились «Б-га евреев, Который поразил египтян», но, тем не менее, сказали так: «Крепитесь и будьте мужественны, Пелиштимляне, дабы не были вы в порабощении у Иврим, как были они в порабощении у вас; будьте же мужественны и сразитесь». Это типичный подход людей, которые понимают, что у мира есть Творец, и всё же идут сражаться с Ним. Филистимляне захватили Ковчег Завета – и этим лишили основания строительство Храма.
В этой же главе Судей мы впервые видим царя Шауля – но пока он только неизвестный человек из колена Биньямина, который бежал с поля битвы и пришел в Шило к Первосвященнику Эли, чтобы поведать об этих ужасных событиях. Узнав о пленении Ковчега филистимлянами, Эли упал и скончался.
Ковчег филистимляне поставили в свое капище, рядом с идолом Дагона. Дагон – это русалка, по сути – рыба. Рыбы не строят семей, у рыб нет никакого Завета, и человек, по мнению филистимлян, должен жить, как рыба. Филистимлян не интересовало ни имущество евреев, ни территория – только Ковчег Завета, но каково же было их изумление, когда они увидели, что их божество, Дагон, упал перед Ковчегом и разбился…
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Реувен Куклин,
из цикла «Книга Берешит»