Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Последние пророки Иудеи»
Темы: Храм, Пророки, Трей асар, Рав Хаим Бурштейн
Во Втором Храме не будет раскрытия Шехины, как было во времена Первого Храма... Последняя вспышка пророчества и последнее увещевание человеку, оказавшемуся во тьме.
На второй лекции цикла рава Хаима Бурштейна «Последние пророки Иудеи» продолжается изучение книги пророка Хагая (2-я глава). Как изменился мир после разрушения Первого Храма и с какими проблемами было связано основание Второго Храма – об этом в доступной и интересной форме рассказывает рав Бурштейн на этой лекции.
Пророчество Хагая обращено к Зерубавелю, сыну Шалтиэля, правителю Йеуды, и Йеошуа, сыну Йеоцадака, священнику великому. Пророк заранее предупреждает, что Второй Храм будет «ничто» по сравнению с Первым – об этом плакали старики, видевшие 70 лет назад Первый Храм. Но всё же и в этом Доме Б-га будет раскрытие величия Храма, которое произойдет в праздник Ханука.
Этот Храм будет лишь временным, и ему предстоит осуществить определённую задачу, связанную с падением Греческого Царства. Урок Хануки в том, что мы достойны чуда в условиях самопожертвования, тогда Тора дарует нам жизнь, и тогда изменяется окружающая нас реальность. У евреев не было ни одного шанса в войне против греков – но они чудесным образом победили.
«Мне – серебро, и Мне – золото». После разрушения Первого Храма изменилась природа воззрения человека на материальные ценности. В условиях Сокрытия Лица у человека возникла иллюзия, что это он сам зарабатывает деньги – тогда как в период Первого Храма человеку было очевидно, что всё материальное исходит только от Творца. Для того, чтобы вернуть себе истинный взгляд на то, кому принадлежит серебро и золото, и как перестать за ним гнаться, нужно, в первую очередь, заниматься Торой, так как серебро и золото – Вс-вышнего, а Тору Он дал нам. Кроме того следует научиться не ощущать приятных эмоций и трепета, держа в руках крупную купюру; отделять десятину; не получать имущество путем грабежа и мошенничества.
В этой главе пророк Хагай обучает народ и священников законам ритуальной чистоты Иерусалимского Храма. Делает он это 24 Кислева – за день до будущего освящения Второго Храма после осквернения его греками. Важный урок для нас: когда мы выполняем заповеди, нужно делать это так, чтобы не оскверниться, то есть не быть оторванными от Б-га Живого. Чтобы очиститься – не всегда достаточно прикоснуться к чистому. А чтобы оскверниться – всегда достаточно прикосновения к нечистому.
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Ханука»
Рав Бенцион Зильбер
Мне самому зажечь ханукальные свечи, или пусть лучше жена?
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Яков Шуб
Кто считается «гостем»?
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Моя работа продолжается после выхода звёзд
Рав Авраам Куперман