Рабби Натан (Йонатан) – еврейский мудрец – тана второго века, современник и друг рабби Йошии. В текстах его обычно называют просто рабби Натан, но иногда также рабби Йонатан бен Йосеф или Йосе (ср. Талмуд Йерушалми, Сота VII , 19в, В. Талмуд, Ктубот 60б и Тосефта Нида II , 2, Мехильта Ки Тиса с В. Талмудом, Йома 85б).
В период Адриановых гонений р. Йонатан покидает Эрец-Исраэль (Сифрей Дварим, Реэ). Будучи учеником рабби Ишмаэля, он использовал в своих толкованиях 13 правил своего учителя (шлош-эсрэ мидот ше-а-Тора нидрэшет баэн) (ср. В. Талмуд, Хагига 18а; Мехильта Бо, 9 и В. Талмуд, Хулин 70б). Однако впоследствии он учился также у рабби Акивы (Талмуд Йерушалми, Маасэр Шени V , 51г).
Р. Йонатан говорил о том, что сам «видел совращённый город (Дварим 13) и сидел на груде его развалин», а также сам «видел сына буйного и непокорного (Дварим 21, 18) и сидел на его могиле», в то время как другие мудрецы утверждали, что подобного «не было и не будет» (В. Талмуд, Сангедрин 71а). Видимо, р. Натан не утверждает, что в действительности видел исполнение подобных приговоров, а возражает таким образом против превращения этих строгих законов в исключительно теоретические, данные лишь для изучения.
Р. Йонатан занимался главным образом Галахой, поэтому его высказывания встречаются чаще всего в Мехильте и Сифрей. В Талмуде приводится небольшое число законов от его имени (В. Талмуд: Йома 57б; Сангедрин 66б; Кидушин 41б; Сота 24а и 46б; Бава Меция 96а и др.). В Мишне сохранилось несколько изречений р. Йонатана, например: «Кто занимается изучением Торы в нужде, тот доживёт до того, что будет исполнять её в богатстве» (Авот VI , 9; Авот дэраби Натан XXX , 1).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»