Из цикла «Хроника поколений», темы: Рахель, Яаков, Хеврон, Рав Александр Кац
В начале 2207 года /1554 г. до н.э./, следуя прямому повелению Всевышнего, Яаков отправился со своей семьей к югу, в место, названное им Бейт-Эль (Дом Б-га). Там он построил жертвенник и прожил невдалеке от него в течение полугода (Берешит 35:1—7; Седер олам раба 2; Мегила 17а; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот). В Бейт-Эле до него дошло из Хеврона известие о кончине его матери Ривки, и Яаков горько оплакал ее (Берешит 35:8, Рамбан; Берешит раба 81:5; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот).
И когда он пребывал в скорби по матери, ему вновь открылся Творец, подтвердив, что после битвы с саром Эсава ему было добавлено имя «Израиль» (Исраэль). И Творец обещал ему: «Землю, которую Я даровал Аврааму и Ицхаку, Я отдам тебе и твоему потомству, которое будет после тебя» (Берешит 35:9—12).
По завершении дней скорби, Яаков поспешил со своей семьей в Хеврон, к овдовевшему отцу. По пути, 11 хешвана 2207 года, когда караван Яакова приближался к городу Бейт-Лехем, у Рахели начались тяжелые роды. Она дала жизнь сыну, названному Биньямином (см.), но при родах умерла в возрасте тридцати семи лет (по другой версии, ей уже было 45 лет). Яаков похоронил горячо любимую жену у дороги, поставив над ее могилой обелиск (Берешит 35:16—20; Седер олам раба 2; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот акацар; Ягель либейну).
Через некоторое время после смерти Рахели Яаков переместил свое ложе в шатер служанки Рахели — Билы. Оскорбленный этим Реувен, первенец Яакова от Леи, перенес постель отца в жилище своей матери. За этот поступок Яаков лишил его права первородства в пользу первенца от Рахели — Йосефа (Берешит 35:21—22; Шабат 55б; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот).
Вскоре караван Яакова достиг Хеврона, и он разбил свой стан рядом с шатром отца (Берешит 35:27; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот). В течение нескольких последующих лет Яаков обучал сыновей, передавая им основы Б-жественной мудрости (Шмот раба 1:1). Особое внимание он уделял занятиям со своим первенцем от Рахели — Йосефом, которому он вверил все сокровенные знания, полученным от Шема и Эвера (Берешит раба 84:8; Рамбан, Берешит 37:3).
В 2213 году /1547 г. до н.э./ Яаков и его сыновья вновь перегнали свои стада к Шхему, где были обильные пастбища. Они разбили лагерь на поле, купленном Яаковом еще по прибытии из Харана. И тогда цари семи окрестных городов снова собрали свои войска, чтобы отомстить за жителей Шхема. Старшие сыновья Яакова вывели на бой отряд, состоящий из 102 вооруженных слуг, а сам Яаков поддерживал сыновей молитвой. И вдруг среди дня погасло солнце, и с гулом содрогнулась земля! В войске семи царей началась паника, ибо ратникам показалось, что с цоканьем тысяч копыт и грохотом колесниц к ним приближается могучее войско Яакова. Сыновья Яакова преследовали разбегающихся воинов семи царей до их городов. А спустя некоторое время посрамленные кнаанские цари пришли к Яакову с многочисленными дарами и заключили с ним союз. После этого Яаков возвратился в Хеврон к отцу, но его старшие сыновья по-прежнему часто перегоняли стада на обильные пастбища возле Шхема (Сефер аяшар, Ваишлах; Ялкут Шимони 133; Седер адорот).
В 2214 году /1546 г. до н.э./ в Хевроне умерла Лея (Седер олам раба 2, Беур Агро; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот), и Яаков похоронил жену в семейной усыпальнице — пещере Махпела, рядом со своей матерью Ривкой (Эрувин 53а; Зоар 3, 164а).
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»