Из цикла «Великие раввины», темы: Филистимляне, Реувен Пятигорский, Колена Израиля, Книга Судей, Шимшон
Шимшон бен Маноах. Богатырь, руководитель еврейского народа эпохи Судей. По-русски Самсон. Истории его жизни посвящены три главы из Книги Судей, Шофтим (гл. 13—16).
Родился в городе Цора, умер в Азе (по-русски Газа), столице Страны плиштим, филистимлян, с которыми Шимшон всю жизнь боролся. Происходил из колена Дана (мать из колена Йеуды).
Рассказ о Шимшоне в Танахе начинается словами: «И снова стали сыновья Израиля (евреи) творить зло в глазах Всевышнего. И предал их Всевышний в руки плиштим на сорок лет». Чтобы освободить евреев из рук врагов, нужно было появиться герою. Таким и стал Шимшон. Известно, что он обладал неимоверной силой: ему ничего не стоило снять и унести на плечах ворота враждебного города. Плиштим, которых он убивал десятками, боялись его панически.
Образ Шимшона, если читать Танах без комментариев, достаточно противоречив. Но не надо забывать, что, не будь он праведником и мудрецом, евреи не избрали бы его на двадцать лет своим судьей. Зная, что вся его сила от Всевышнего, Шимшон всегда обращался за помощью к Нему. Однако наивные люди верили (и продолжают верить), что его сила в волосах. Героический финал его жизни известен всем. Захватив Шимшона врасплох, враги ослепляют его и бросают в темницу. Наступает день языческого праздника. Пленика приводят в огромное капище, чтобы посмеяться над ним. Помолившись, он раскачивает столбы, к которым прикован, — и обрушивает кровлю на врагов.
Когда Яаков-авину, наш праотец давал благословения двенадцати своим сыновьям, он сравнил Дана со змеей. Считается, что тем самым он предвидел появление силача Шимшона в колене Дана. Как и змей — Шимшон никогда не забывал врагам обид. Как и змей, который, поражая врагов, умирает сам, — Шимшон в час смерти убил плиштим больше, чем при жизни.
После его гибели колено Дана, оставшись без защитника, разделилось надвое и ушло. Одна часть — на север, где поселилась на самой границе Эрец Исраэль. Другая — на юг. Говорят, что кое-кто из них добрался до Эфиопии.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»