Честь — это внутреннее нравственное достоинство человека, которое хранит его от недостойных поступков. Всё исходит от славы и чести Вс-вышнего. Честь страны Израиля и евреев, честь ближнего и собственная честь — всё это очень большие ценности в иудаизме. Сказано в пророчестве, что в поколении перед приходом Машиаха честь извратится.
Оглавление
Честь истинная и ложная [↑]
Владимир Даль приводит два значения слова честь: «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» и «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».
По поводу второго значения уже во времена Даля установилось мнение, что такое понятие «чести» — ложно, и способ, которым защищали свою честь рыцари — дуэль, — недопустим как для евреев, так и для других народов. Дуэль — это, несомненно, убийство, запрещённое Торой.
В наше время дуэли приняли форму словесной перепалки. Часто можно слышать скандалы из-за того, что один отнесся с другому без должного уважения, а тот, в свою очередь, чувствует, что должен «защитить свою честь». Это та ситуация, о которой сказано в трактате Эрувин (13 б): «Кто гонится за почётом — почёт бежит от него». Разберемся, кто как и каким образом должен отстаивать свою честь — и честь другого.
Первое, основное, значение слова «честь» — чувство внутреннего нравственного достоинства, нихбадут — из наиболее важных чувств, которые Б-г вложил в человека, и оно хранит его от недостойного поведения.
Слава Вс-вышнего и хилуль а-Шем [↑]
«Тебе, Господь, принадлежит величие и могущество, и великолепие, и победа, и слава. Ибо все на небе и на земле — Твое, Г-споди, царство, и Ты превозносишься над всеми главами» — сказано в Диврей а-Ямим (1, 29). Целью всего творения является раскрытие славы Царства Творца. Исполняя волю Царя, его подданные воздают Ему славу. Если они пренебрегают законами Царя, это его унижает и оскорбляет.
Когда мы говорим о таком понятии, как хилуль а-Шем, которое переводится как осквернение, унижение Имени Вс-вышнего, мы его относим не столько к Имени, сколько к самому Вс-вышнему. Что же оскверняется и унижается? — честь Вс-вышнего, и об этом пишет Рамхаль (Месилат Йешарим 20, часть 8):
«Так же страшны и многолики разновидности греха осквернения имени Вс-вышнего, ведь человек обязан всемерно оберегать честь своего Создателя. Нужно быть очень внимательным и вдумчивым во всем, что делаешь, дабы это не привело к тому (не дай Б-г!), что может оказаться осквернением чести Вс-вышнего, и учат [наши мудрецы] (Авот 4:4): “Как “нечаянно”, так и “намеренно” — [одно и то же] в осквернении имени Вс-вышнего”».
Рамхаль приводит примеры из Талмуда (Йома 6а), что является хилуль а-Шем: «Например я, возьму мясо и не заплачу сразу». «Если я пройду четыре локтя без Торы и без тфилин».
Рамхаль объясняет, что «каждый должен думать, как бы не совершить то, что недостойно человека его уровня в соответствии с тем, кем он считается в глазах поколения. Ведь чем он достойнее и мудрее, тем более должен быть внимателен и аккуратен в служении [Вс-вышнему]. А если он не делает этого, то оскверняет имя Вс-вышнего (не дай Б-г!)».
Честь Страны и народа Израиля [↑]
Говорят о праве евреев на Землю Израиля, о любви к Израилю, о заповедях, которые мы должны выполнять только на Святой Земле. Страна Израиля и еврейский народ олицетворяют Б-жественный замысел на земле, и дело здесь не в националистической гордыне. Уважение чести Земли Израиля и народа Израиля — это манифестация духовных основ мироздания, ведь в книге Ваикра говорится: «Я дам вам землю Ханаанскую, чтобы быть вам Б-гом» (25:38).
В 36 главе книги Йехезкель читаем, как дорога Вс-вышнему честь Его народа: «позор от народов понесли вы. (7) Посему так сказал Г-сподь Б-г: Я (с клятвой) поднял руку Мою; воистину народы, которые вокруг вас, — они позор свой понесут!» и далее, в 15 строке: «И Я не дам более услышать тебе поношение от народов, и позор от народов не понесешь более, и народу твоему не дашь более споткнуться, — слово Г-спода Б-га».
Как известно из законов «лашон а-ра», запрещается злословить о еврейском народе и о Святой Земле — так Галаха защищает их честь о посягательств злых языков.
Честь города [↑]
Есть честь у страны, есть и у города! Как известно, по всей Стране Израиля и во всех странах рассеяния Пурим отмечается 14 адара (а в високосный год — 14 числа «второго адара»). Однако в Иерусалиме — как в свое время в Шушане — а также в тех городах, о которых известно, что они были обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, Пурим празднуют 15 адара. И день этот называется Шушан-Пурим.
Причина этого разделения подробно изложена в Мегилат Эстер: евреи воевали со своими врагами 13 адара и праздновали победу на следующий день, 14 адара, в честь чего и установлен праздник Пурим. Но в городе Шушан евреям было дано разрешение расправляться со своими ненавистниками два дня — 13 и 14 адара. Так что евреи Шушана радовались и веселились 15 адара, и для них именно этот день стал праздником.
Однако чтобы не унизить честь Страны Израиля, тогдашние мудрецы Торы распространили празднование Шушан-Пурима и на те города Страны Израиля, которые во времена Йегошуа бин Нуна были обнесены крепостной стеной. Одновременно честь была оказана и самому Йегошуа бин Нуну — потому что именно под его руководством была завоевана Эрец-Исраэль и именно он руководил первой войной с Амалеком, от которого произошел Аман.
Поэтому в Иерусалиме — относительно которого нет сомнения, что во времена Йегошуа бин Нуна он был обнесен стеной, — читают Мегилат Эстер и выполняют все обычаи Пурима только в Шушан-Пурим, то есть 15 адара. В тех же древних городах, относительно которых точно неизвестно, были ли они обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, Мегилат Эстер читают дважды:14 и 15 адара, и тем самым избавляются от сомнения.
Честь под защитой Вс-вышнего [↑]
И если нам дорога честь Вс-вышнего и честь всего народа, то также дорога и честь каждого человека, и чтобы убедить нас в этом, Сам Творец неоднократно защищал честь людей. Учат наши мудрецы, что четыре человека были презираемы из-за своего низкого происхождения, но Вс-вышний защитил их честь:
Пинхаса осыпали насмешками из-за того, что он происходил от Итро, поэтому Вс-вышний сказал: «Он достойный потомок своего деда Аарона и создателя колена Леви. Его предок Леви уничтожил Шхем потому, что ненавидел безнравственность. Пинхас поступил точно так же». Всемогущий обещал, что Пинхас получит награду и в этом, и в Грядущем Мире, сказав: «Я определил его для священства».
Коэн Урия, исполнявший свои обязанности в Первом Храме во время царствования царя Ахаза, подозревался людьми в том, что происходил от гивонитов, и Вс-вышний объявил, что его происхождение ничем не запятнано (Йешаяу 8:2).
Пророк Йехезкель подвергался насмешкам из-за того, что происходил от прозелитки Рахав (которая прятала еврейских разведчиков, когда те пришли в город Йерихон). Вс-вышний сказал о нем так: «Слово Вс-вышнего пришло к Йехезкелю бен Бузи, коэну» (Йехезкель 1:3).
Над пророком Ирмияу также глумились, потому что он был потомком Рахав. Писание почтительно упоминает о его благородном происхождении: «Слово Ирмияу сына Хилкияу, коэна…» (Ирмияу 1:1).
Честь ближнего [↑]
Великий мудрец Торы р. А. Й. Штейнман рассказывал такой случай из жизни Хазон-Иша. Однажды Хазон-Ишу стало известно, что эрув в одном из городов некошерен, и его надо исправить. Но он воздерживался от осуществления этого решения, не желая задеть честь местного раввина. Когда представился случай, — ему стало известно, что тот раввин поехал за границу, — он поторопился поехать в этот город и исправить то, что требовалось, и сразу же вернулся в Бней Брак, так, чтобы ни о чем не стало известно.
Хотя, по мнению Хазон-Иша, и была необходимость в исправлении эрува, он предпочел полагаться в течение какого-то времени, постфактум, на существующий эрув, лишь бы только не задеть другого человека.
Также и достоинство ребенка Хазон Иш (а по его примеру — и многие мудрецы следующего поколения) не желал задевать. Когда он экзаменовал детей в талмуд-торе или в ешиве-ктана, всегда старался задавать очень легкие вопросы, на которые дети наверняка смогут дать правильный ответ и не испытают стыда.
Такое отношение показывает, насколько важно сохранить репутацию человека, чтобы его честь не была оскорблена. Ни ребенка, ни взрослого нельзя срамить ни в присутствии посторонних, ни даже в кругу семьи. Наши мудрецы говорили по этому поводу так: «Срамящий публично других подобен тому, кто проливает кровь» и «Тот, кто публично стыдит или высмеивает других, не имеет удела в будущем мире».
Пишет мидраш: «Весь мир должен учиться дерех эрец у нашего учителя Моше. Он не сказал Йеошуа: “Выбери мне людей” (для войны с Амалеком), а сказал: “Выбери нам людей” (Шмот 17:9), приравняв тем Йеошуа к себе». И далее продолжает мидраш: «Откуда мы учим, что должны быть дороги человеку честь и достоинство товарища, как честь и достоинство его учителя? Сказал Аарон Моше: “Прошу тебя, господин мой…” (Бемидбар 12:11). Хотя Аарон был старше Моше, он обратился к нему со словами “господин мой”, как к своему учителю!» (Ялкут, Шмот 264).
Рав Шауль Вагшал в книге «Будьте добры!» объясняет, насколько важно, выполняя одну заповедь — увещевать своего ближнего — не нарушить другую, опозорив его перед людьми и этим задеть его честь.
Сказано в Торе: «…увещевай ближнего своего (по поводу греха, который тот совершил), и не будет на тебе вины (что не пытался его исправить)» (Ваикра 19:17). И объясняют мудрецы наши в Сифре, что, даже если уже поучал его четыре раза и пять раз, обязан продолжать поучать снова и снова.
Может быть, разрешается даже опозорить его при этом перед людьми? Говорит писание: «…и не будет на тебе (из-за него) вины» — нельзя этого делать. Речь идет здесь о прегрешении человека перед ближним, из-за которого запрещено позорить виновного перед людьми и следует беседовать с ним наедине. Об этом говорят Сефер ахинух (мицва 240) и Минхат хинух (там же), а также Орах мейшарим (Шульхан арух аль мидот 31).
Там сказано, что поучающий не должен говорить сурово; напротив, он должен говорить осторожно и мягко, повторяя, что вся его забота — только о пользе собеседника. И даже говоря наедине, не следует унижать и стыдить упрекаемого, но, напротив, нужно беседовать с ним уважительно.
Особая обязанность — уважать своих детей или наставников. В трактате Пиркей Авот (4, 15) сказано: «Пусть честь твоего ученика будет тебе так же дорога, как и твоя собственная».
Собственная честь [↑]
Тора не позволяет никому терпеть оскорбление и издевательства, если он имеет возможность защитить себя, так же как не даёт разрешения человеку наносить самому себе раны или порочить собственное имя, распуская о себе дурные слухи. Это требование хранить собственное достоинство становится самоочевидным, если вспомнить, что любовь к человеку базируется на том, что он сотворён по образу Вс-вышнего. Поэтому для Торы неприемлемо, а для всех, кто хранит традицию, отвратительно предложение подставить вторую щеку, если тебя уже ударили по одной. Поскольку любовь к человеку проистекает из того, что он создан по образу Вс-вышнего, то понятие «ближний твой» относится только к тому, кто бережёт этот облик и не позорит его.
Собственная жизнь и достоинство человека имеют не меньшее значение, чем жизнь и достоинство другого. Никто не имеет права не защищать себя.
Мы должны понимать, что Творец дал нам очень высокую и значительную душу, что мы Ему важны, Ему важны наши действия, наши мысли, наши речи, все Его «мысли» — о человеке, как сказано (Тэилим 40, 6): «Чудеса Твои и помыслы Твои — о нас». В этом наше достоинство.
Такие мысли не приведут нас к высокомерию, ведь мы осознаём, что вся эта значимость — от Творца, не от нас.
Честь злодея [↑]
Злодеи — тоже люди, и у них тоже есть (своеобразные) честь и достоинство. Как к ним относиться? Объясняет «Орхот Цадиким», что почитающие злодеев умаляют почитание праведников, и не может быть почета праведникам ранее, чем будут унижены злодеи. Таким образом, поскольку честь злодеев есть препятствие для людей, — остерегайся рассказывать доброе о злодеях, не упоминая об их зле, как сказано: «И имя злодеев сгинет» (Мишлей 10:7), и написано: «Ненавистен праведникам нечестивец» (там же 29:27).
В книге «Орхот цадиким» те люди, что уважают злодеев ради мира причисляются к льстецам. Они оказывают злодеям честь подобно тому, как люди оказывают честь богачам из вежливости или надеясь получить пользу, но не в виду важности их значения. В этом также содержится вина и преступление, потому что позволено оказывать честь богачам, но не преступникам. Преступникам позволено оказывать честь из опасения, что те, имея власть и силу, навредят и нанесут ущерб. Потому-то и разрешено оказывать им честь, подобно тому, как из страха оказывают честь людям, обладающим силой и властью. Но нельзя хвалить преступников и злодеев на людях и запрещено говорить о них хорошо.
Честь извратится? [↑]
Как известно, наше поколение — поколение иквета ди-мэшиха (поколение перед приходом Машиаха). Гмара в трактате Сангедрин (97а) приводит барайту о том, как будет выглядеть это поколение: «Молодые будут позорить стариков, а старики — вставать перед молодыми, и дочь восстанет на свою мать, а невестка — на свою свекровь, и лицо поколения — как морда пса, и сын не стыдится отца… Наглость умножится, честь извратится, и лоза даст свой плод — а вино будет дорого, и обратится всё царство в ересь, и нет обличения».
Всё перечисленное полностью исполнилось в нашем поколении, которое погрузилось в материальный мир, отойдя от духовности. И то, что честь в последний век извратилась, также результат превалирования материальности.
Поскольку люди не признают ничего, кроме окружающей их материи, и не думают о будущем мире, они говорят себе (Йешаяу 22: 13): «Есть (будем) и пить, ибо завтра умрём!».
И в этом причина того, что не станет уважения к тем, кто достойнее. Ведь настоящее уважение проистекает из того, что человек осознаёт: его ближний не просто тело, «персть земная», но обладает высокой душой. Во времена же, о которых мы говорим, наоборот, в почёте будет тело, поэтому старики будут вставать перед молодыми — ведь тело молодых более совершенно, чем тело стариков.
Но каждый человек, разумеется, обладает свободой воли, и каждый и в нашем поколении может подняться на такой уровень, что всё духовное будет в центре его стремлений.