Течение консервативного иудаизма возник в середине XIX века в Европе (главным образом в Германии) и США. Под девизом «традиция и постепенные перемены» консерваторы фактически перестали признавать Устную Тору и отказались от следования еврейскому закону (алахе).
Оглавление
Идеологи консервативного иудаизма [↑]
Истоки консервативного иудаизма — это школы европейской аскалы, но сформировался он как типичный продукт американского общества и условий.
Одним из идеологов консервативного иудаизма в США стал Айзек Лисер (1806—68). Крупные центры консервативного иудаизма сложились в Филадельфии, Нью-Йорке и Балтиморе. Вокруг этих общин сформировалась группа неортодоксальных евреев, объединенных несогласием с реформизмом, который слишком кардинально порвал с еврейской традицией.
Распространение этого движения в США связано с именем Саббато Мораиса, основавшем в Нью-Йорке в 1886 году Еврейскую теологическую семинарию. Мораис и его соратники, бывшие выходцами из Западной Европы, получили университетское образование и были чужды восточноевропейскому традиционному мировоззрению. Они надеялись, что всесторонне образованные англоговорящие раввины окажут положительное влияние на иммигрантов и их детей. Они были убеждены в том, что традиционная еврейская жизнь европейского образца не укоренится в Америке, поэтому необходима перемена.
Эта школа получила поддержку таких лидеров, как Александр Когут, Маркус Ястров и Беньямин Сцольд. Все они не соблюдали еврейские традиции.
Основатели семинарии определили свою позицию как традиционную в духе западного еврейства, а не как ортодоксальную (в понимании восточноевропейских евреев). В 1901 году союз выпускников ЕТС образовал ядро организации, получившей название Американское раввинское собрание. Со временем оно объединило всех «раввинов» консервативного иудаизма и стало называться Раввинское собрание, международная ассоциация консервативных раввинов.
Возглавить семинарию пригласили из Кембриджского университета профессора Соломона Шехтера, который превратил ее в престижную организацию с одной из крупнейших в мире библиотек по иудаике.
В Израиле первые общины консервативного иудаизма начали организовываться в начале 1960-х гг., главным образом выходцами из США, к которым постепенно стали присоединяться уроженцы Израиля. В 1978 г. было создано всеизраильское движение традиционного иудаизма, которое на иврите получило название יַהֲדוּת מָסָרְתִּית, яадут масортит. На Святой Земле консерваторы не прижились, и традиционно находятся в меньшинстве. Те израильтяне, которые причисляют себя к «масоратим», не образуют собственных общин, а примыкают к ортодоксальным или «дати-леуми» общинам.
Суть движения [↑]
Соломон Шехтер популяризировал теорию «исторической школы», согласно которой иудаизм — творение человека, а не Вс-вышнего, меняющееся согласно воле и нуждам евреев в различных обстоятельствах. Так он порвал с традиционной еврейской верой в то, что Тора и алаха даны Свыше, и поставил консервативный иудаизм на скользкий путь сохранения еврейских идеалов, традиций и действий, отрицая при этом их Б-жественное происхождение.
Представители течения приветствовали приобщение евреев к европейской культуре в рамках секуляризированного общества, понимая, что это неизбежно ведет к изменениям в религиозной жизни. Основатели консервативного иудаизма провозглашали, что они не отвергают новшеств при условии, что те не касаются основных принципов религии, как, например, сохранение иврита в молитве, соблюдение кашрута и субботы.
По сути же, к середине XX века в консервативных синагогах женщины и мужчины стали сидеть вместе, потом были внесены изменения в формулу ктубы, позволяющие осуществить с разрешения религиозного суда развод, несмотря на несогласие мужа. Дальше — больше: появилось разрешение на использование микрофонов и поездки в автомобиле в шаббат, субботние молитвы стали сопровождаться органной музыкой. В некоторых конгрегациях стало признаваться право женщин служить хазаном и получать звание раввина.
А в 2006 году, несмотря на четкий и недвусмысленный запрет Торы на сожительство мужчин «И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной: мерзость это» (Ваикра 18,22), высший религиозный законодательный орган консервативного иудаизма проголосовал за заключение однополых союзов и за то, чтобы разрешить гомосексуалам посвящение в сан раввина.
Реформисты и консерваторы [↑]
Слово «консерватор» предполагает традиционность и нежелание перемен, а вместе тем, консервативный иудаизм — это женщины-раввины, использование электричества в субботу и однополые союзы. Какая же здесь может быть традиционность? Ответ прост: консервативный иудаизм в США возник как реакция на реформизм, по сравнению с которым он и считался консервативным. Почти полный отказ от иудаизма как религии, проповедуемый реформистами, был неприемлем для некоторых евреев, которые, тем не менее, не хотели следовать традиции полностью.
Реформисты отрицают одну из основ иудаизма — традицию Устной Торы и основанные на ней принципы алахи (в том числе, кодекс законов «Шульхан Арух», который соблюдается всеми религиозными евреями во всем мире). Реформисты ввели молитвы на немецком языке, которые распевались под органную музыку, выступали за «перенос» празднования субботы на воскресенье, заимствовали у христиан многие элементы свадебного ритуала. В итоге таких реформ большой процент реформистов и их последователей отошли от соблюдения кашрута, Субботы и ассимилировались.
Реформисты неустанно подчеркивали свое сходство с неевреями. Они настолько преуспели в этом, что уже вскоре их последователи не замечали никаких различий. В последнее время даже лидеры реформистского иудаизма обеспокоены мощной тенденцией к ассимиляции, смешанным бракам и вероотступничеству.
Захария Френкель, который тоже был «просвещенным» (консервативный иудаизм называет его своим духовным отцом), комментировал, что «реформистское общество нельзя считать еврейским; оно принадлежит к иудаизму как ко всякой другой религии».
Однако, по приведенным выше примерам искажения иудаизма, мы видим, что консервативный иудаизм, хотя формально и выступает за чуть более строгое соблюдение еврейских законов и постепенное внесение некоторых реформ, во многом стоит на той же платформе, что и реформистский, и близок ему по духу.
Существует среди консерваторов еще одно ответвление — реконструктивизм, утверждающий, что иудаизм скорее цивилизация и культура, нежели религия.
Иудаизм ли это? [↑]
По результатам опроса, проведенного в 2013 году американским исследовательским институтом Pew, где отдельная глава посвящена соблюдению элементарных заповедей иудаизма, среди консерваторов свечи зажигают 34%, кошерное едят 31%, в брак с неевреями вступает 27%. И самое главное: в Творца как в универсальную силу верят только 41% консерваторов.
Эти цифры лишь подтверждают тот факт, который очевиден и без цифр. Консервативный, реформистский и любой другой неортодоксальный иудаизм можно называть иудаизмом исключительно в кавычках.
Ортодоксальный иудаизм твердо верит, что Тора была передана Б-гом непосредственно Моше Рабейну. Следовательно, ее законы универсальны и не могут быть изменены по прихоти человека. Он также верит, что Машиах это человек, который вернет евреев в Эрец Исраэль, и что праведники получат награду в Грядущем Мире.
Все попытки реформировать иудаизм обречены на неудачу. Можно придумать свою религию, но не получится забрать чужую вывеску. Тора ясно дает понять, что в ней не предвидится изменений, и уж точно — в том, что написано прямым текстом в Пятикнижии. Это — одна из тринадцати Основ Веры, сформулированных Рамбамом, — «что Тора никогда не будет заменена ничем другим».
Все так называемые «течения», отрицающие наши Принципы Веры (реформисты, консерваторы и прочие), не могут быть признаны течениями внутри иудаизма, а скорее — сектами.
Консервативные гиюры [↑]
В свете сказанного, становится понятным, почему гиюры, которые проводят реформисты и консерваторы, недействительны. Консервативные суды отличаются от реформистских лишь тем, что в дополнение к обрезанию требуют от прозелитов погружения в микву. В остальном между консервативными и реформистскими гиюрами разницы нет.
Как те, так и другие отрицают Б-жественное происхождение заповедей и Б-жественный источник самого процесса принятия еврейства (Хазон Иш, Нида 119). А учитель не может передать идеи, которые он лично отрицает. Консерваторы (так же, как и реформисты) ошибочно полагают, что исполнение законов Торы — не более, чем принятая в данной культуре форма поведения, которая может меняться с течением времени. Суды, в которых придерживаются подобных убеждений, не могут считаться авторитетными, а гиюры таких судов — кошерными.