Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Судья — Даян

Судья — на иврите шофет или даян (от слова «дин» — «суд»), член бейт дина, еврейского суда, который действует в соответствии с законами Торы. Поэтому судья бейт дина должен был быть мудрецом, в совершенстве знающим еврейский закон. Важнейшее требование, предъявляемое к судье — справедливость и непредвзятость. Суд был одной из основополагающих структур, организующих евреев, как народ (глава народа одновременно был главой суда), а после разрушения государственности и изгнания из Святой Земли лежал в основе существования всех еврейских общин.

Оглавление

Еврейский судья — выразитель мнения Торы [↑]

Законы, на основе которых действует еврейский суд (бейт дин), не были сформулированы людьми. Их получил Моше (Моисей) во время дарования Торы на горе Синай. По приказу Вс-вышнего он создал первые еврейские суды — Высший суд (Санедрин) и суды более низкого ранга. Моше обучил судей («судья» на иврите — «шофет» или «даян») законам судопроизводства, полученным им непосредственно от Б-га. Впоследствии эти законы передавались из поколения в поколение как в письменной, так и в устной форме (через Письменную и Устную Тору).

История еврейской судебной системы [↑]

Верховный суд — Большой Санедрин во главе с руководителем народа — был создан в эпоху странствий евреев по пустыне, когда Вс-вышний приказал Моше: «собери Мне семьдесят мужей из старейшин (“зкеним”) Израиля … И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один» (Бемидбар, 11:16-17). В тот же период была создана система местных судов: по совету своего тестя, праведного гера (прозелита) Итро, Моше назначил себе в помощь судей — начальников над 10, 50, 100 и 1000 евреями. По мере необходимости эти судьи объединялись. Их количество должно было быть нечетным, и минимальное их число равно трем (как сказано в Пиркей Авот: «Не будь судьей единственным, ибо нет единственного судьи, кроме Одного [Б-га]» — Авот, 4:8).

После входа в Землю Израиля были созданы постоянные суды из трех человек (для небольших населенных пунктов; по мере необходимости к ним добавляли 2, 4 или 6 судей) и из 23-х человек («Малые Санедрины») — для более крупных городов. Кроме судей («шофтим»), выносивших решение по тому или иному вопросу, назначались судебные исполнители — «шотрим», в задачу которых входило выполнение решения суда, а также проверка соблюдения законов Торы в данном городе (ср. главу «Шофтим» книги Пятикнижия «Дварим»; Рамбам. Законы Санедрина, гл.1).

Большой Санедрин состоял из 71 члена (исключением было Великое Собрание, «Кнесет а-Гдола» — коллегия из 121 мудреца Торы, созданная и возглавляемая Эзрой в начале периода Второго Храма), одним из которых первоначально был руководитель еврейского народа (Моше, затем Иеошуа бин Нун, Судьи, первые еврейские цари). В более поздние эпохи царь уже не был главой Санедрина, хотя и мог назначать его членов. Во времена Второго Храма Верховным судом управляли «пары мудрецов» — председатель («наси») и глава суда («ав бейт дин»).

Все вопросы как в местных, так и в Высшем суде решались голосованием; окончательное решение принималось большинством и считалось мнением Торы по данному вопросу (см. на сайтеисследование Абарбанеля об устройстве еврейского государства).

После прекращения деятельности Санедрина (в IV в н.э.) и окончательного изгнания евреев из Святой Земли местные раввинские суды продолжали действовать. До сих пор они имеются в каждой области проживания евреев. Их возглавляют главы общин и другие выдающиеся мудрецы. В их ведении находятся вопросы о гиюре, женитьбе, разводе, а также имущественные тяжбы — в случае согласия обеих сторон. Кроме того, к раввинам (даянам) принято обращаться по поводу выяснения еврейских законов (алахи), относящихся ко всем областям жизни.

Какими качествами должен обладать еврейский судья? [↑]

По мнению Рамбама (Законы о Санедрине, гл.2), «в Санедрин, и в Большой, и в Малый, можно назначать только мудрых и понимающих, великих знатоков Торы, обладающих большим умом, знающих и другие науки, такие как медицина, математика, астрономия, осведомленных в способах колдовства и идолопоклонства, чтобы знали, как судить.

В Большой Санедрин заповедано назначать коэнов, левитов и евреев с хорошей родословной… Члены Санедрина должны прилично выглядеть, не иметь физических изъянов и знать большинство языков, чтобы слушать показания свидетелей не через переводчика…

Член бейт-дина из трех человек должен обладать семью качествами: [быть человеком] мудрым, скромным, Б-гобоязненным, равнодушным к деньгам, любящим правду, любимым людьми, имеющим доброе имя… [Это должны быть люди,] владеющие своими страстями… и мужественные, то есть готовые спасать ограбленного от грабителя».

Одно из основных требований, предъявляемых к судьям, согласно законам Торы, является обязанность судить не предвзято. В Пятикнижии говорится: «не отклоняй права неимущего в тяжбе его» (Шмот, 23:6) и в то же время «не потакай нищему в тяжбе его» (там же, 23:3), то есть не извращай истины в пользу бедного из милости. Сказано также: «И мзды не бери, ибо мзда ослепляет зрячих и искажает слова праведных» (там же, 23:8).

В Мишне «Пиркей Авот» («Поучения отцов») предупреждается об ошибках, которые может допустить судья: «судите без спешки» (Авот, 1:1), «подробно допрашивай свидетелей, однако тщательно подбирай слова, чтобы те не использовали их для облегчения себе лжесвидетельства» (там же, 1:9), «пока оба тяжущихся стоят перед тобой, считай, что каждый из них склонен ко злу; когда они уходят от тебя, считай, что каждый склонен к добру, — при условии, что стороны согласились с решением суда» (там же,1:8; считать, что каждый склонен к злу, необходимо, чтобы тщательно анализировать и проверять их слова).

Роль суда в жизни еврейского народа [↑]

Суд (бейт дин) всегда был одной из основополагающих структур, организующих евреев, как народ. Руководитель народа на определенных этапах еврейской истории одновременно был и главой Верховного суда. Так было во времена Моше и Иеошуа бин-Нуна, а после них — вплоть до установления царства — главой народа становился непосредственно главный Судья (этот период называется эпохой Судей). Еврейские цари также первоначально были главами Большого Санедрина, а впоследствии сохранили за собой право назначать его членов.

Большой Санедрин заседал на территории Храма, в непосредственной близости к жертвеннику — месту, где производилась наиболее важная часть храмовой службы. Судьями как Высшего, так и местных судов были известные мудрецы Торы.

На особую важность суда указывают две заповеди, данные в Торе — одна повелительная и одна запретительная. Повелительная — назначать судей и стражников, как сказано: «Судей и стражников поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим, 17:18). Запретительная заповедь звучит так: «Не отходите от того, что говорят они (судьи) ни вправо, ни влево!» (Дварим, 17:11).

Первая заповедь в наше время в полном объеме не выполнима, поскольку у раввинских судов нет и при существующей государственной системе не может быть судебных исполнителей. Вторую же, запретительную заповедь, мы можем выполнить и в наши дни. Несмотря на то, что у нас нет Санедрина, мы можем «не отходить» от указаний еврейских мудрецов — глав нашего поколения. Совет мудрецов Торы существует и сейчас.

Выводить материалы

Шофтим. А судьи кто?

Рав Ефим Свирский

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Раби Йехезкель Ландо (Нода биЙеуда)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Р. Йехезкель был ростом намного выше большинства окружающих, и лишь немногие достигали ростом его плеча. Рассказывают, что когда он прибыл в Прагу, его с почетом ввели в дом учения и усадили на высокий раввинский трон, установленный на специальном возвышении, чтобы с этого места он возвестил перед общиной слова Торы. Однако оказалось, что высота трона совершенно не соответствовала богатырскому росту нового раввина, который упирался головой и плечами в потолок, — так что свой первый урок Торы в Праге р. Йехезкель Ландо давал, не имея возможность приподнять голову и пригнувшись к стоящему перед ним столу

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 1. Мудрый судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

История о золотой монете и мудром раввине

Недельная глава Дварим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Дварим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.