1. Прежде, чем предложить встречу, шадханит должна встретиться с парнем или с девушкой, ищущими шидух. В особых ситуациях, как исключение из правил, можно подробно поговорить по телефону.
2. Во время встречи необходимо выяснить:
· еврейство (насколько это представляется возможным).
· если гер или гийорет, выяснить, в каком Бейт Дине прошли гиюр.
· является ли молодой человек кохеном.
· если разведён/а, есть ли гет.
· степень соблюдения мицвот, минимум – соблюдение субботы, кашрута и чистоты семейной жизни.
· скрытые (хронические) заболевания.
· принимает ли медикаменты.
· привлекался ли к уголовной ответственности.
· есть ли денежные долги.
· количество браков и детей, а заодно, каковы отношения с бывшими супругами и детьми.
· положение родителей и зависимость от них.
· кто Рав, наставник, религиозная семья, которые его\её хорошо знают. Следует также с ними поговорить, чтобы удостовериться в полученной информации и получить от них дополнительную характеристику.
Также во время первой встречи следует предупредить об элементарных правилах шидуха:
· Место и время первых двух встреч шидуха или, по крайней мере, первой – устанавливается через шадханит. Встречаются в людном месте, как правило, в лобби гостиницы, кафе или у знакомых дома.
· Если парню девушка издалека не понравится, он, тем не менее, должен не прятаться, а встретиться с ней. А если встретились и через несколько минут ему сильно захочется тут же расстаться, тем не менее, нужно встречу продолжить. Сколько надо продержаться, чтобы сохранить своё и её достоинство? Минимум – минут сорок, пятьдесят.
· Может быть, излишне напоминать, но во время встречи следует вести себя скромно. Это шидух, а не знакомство. То есть, даже если девушка сильно понравилась, это не повод, чтобы до неё дотрагиваться...
· После встречи расстаются без подведения итога своих чувств. Понравилась или не понравилась, говорят не ей, а шадханит.
· В течение нескольких часов после окончания встречи, максимум, на следующее утро, надо связаться с шадханит и рассказать о её результатах. Не надо вынуждать её устраивать телефонный поиск, а потом выпытывать, как там было. Не следует забывать, что вторая сторона ждёт, и это не совсем по-человечески затягивать с ответом. Кстати, легитимно позвонить и рассказать о своём сомнении и что пока ответа нет. Может быть, в разговоре с шадханит это сомнение будет разрешено.
· На протяжение всех встреч желательно держать шадханит в курсе дела.
· Когда приходят к окончательному решению, то можно сделать предложение самому. Но если не хватает смелости, то лучше обратиться к шадханит.
· Телефон! Не передавать другой стороне, в первую очередь, парню, номер телефона или адрес девушки до третьей встречи шидуха! С этого момента, если они этого захотят, можно обменяться номерами. Телефон похоронил уже не один шидух!
· Если шидух завершился свадьбой, то по еврейским законам обе стороны должны заплатить шадханит плату за её усилия, даже если они были минимальны, и даже если не было никакого договора об оплате. Время оплаты: от помолвки и до свадьбы.
3. Нельзя делать шидух с неевреем или тем, кто не прошёл гиюр в общепризнанном ортодоксальном Бейт Дине, или тем кто не собирается соблюдать чистоту семейной жизни. Так же для предложения шидуха необходимы минимальные соблюдения кашрута и субботы.
4. О том, что одна из сторон прошла гиюр, можно рассказать после второй встречи, а о том, что отец не еврей, – перед помолвкой.
5. О тех человеческих недостатках, из-за которых можно с уверенностью предположить, что брак будет расторгнут, – надо рассказать до первой встречи. То есть, об открытом недостатке, как то инвалидность и т.д., или о скрытом существенном недостатке, как то онкологическое заболевание, шизофрения и т.д., или о крайних, явно выраженных негативных качествах характера, как то нарциссизм, неконтролируемый гнев и т.д., или об отсутствии минимума богобоязненности – надо уведомить другую сторону до первой встречи.
О скрытом недостатке – после второй встречи. К скрытым недостаткам можно отнести все хронические заболевания и даже тяжёлые заболевания, но в период стабильной ремиссии.
В любом случае, желательно в каждом конкретном случае проконсультироваться с компетентным Раввином.
6. У кого есть имущество, стоит посоветовать обеим сторонам заключить финансовое соглашение до помолвки.