Темы: Женщина, Депрессия, Положение женщины в обществе, Лея Солганик, Забота о себе
Здравствуйте! Недавно на меня произвела впечатление статья «Мы все — царские дочери», но, поделившись кое с кем, услышал каверзный вопрос: а туалеты моют эти принцессы, на кухне торчат по полдня, пашут на двух работах при этом?
А то как-то однобоко получается — как пахать на семью и мужа, так давай, а как насчет скромности — так будь принцессой. Спасибо.
Добрый день!
Эта статья, как и многие другие, не диктует, как должна выглядеть жизнь, а предлагает читателю материал к размышлению. А как читатель его использует, «куда возьмет» — его личный выбор.
Я вижу в этом вопросе боль человека за себя или свою жену, за то, как тяжело ей приходится трудиться. И звание принцессы не может утешить такую женщину — она всегда идет наперекор себе: пахать, торчать на кухне, да еще быть (как-то насильно) принцессой.
Она вполне может назвать других несчастных женщин, даже настоящих принцесс: они многого себя лишают, им надо постоянно участвовать в каком-то спектакле, прочитайте в упомянутой статье — ей пришлось… пришлось отказаться, пришлось изменить образ жизни… Может, не так уж она счастлива, эта принцесса, может игра не стоит свеч…
Поэтому нужно задать практический вопрос — а как ощутить радость, постоянно выполняя обязанности? А возможно ли это вообще? И тогда можно ответить, не опираясь на пример той принцессы, все-таки он не самый удачный. Нужен не теоретический, а практический ответ. Так зададим же вопрос: а как ощутить радость, несмотря на постоянное выполнение обязанностей?
Есть старый еврейский анекдот:
— Рабинович, чем вы занимаетесь?
— Варю яйца на продажу.
— Почем продаете?
— Рубль штука!
— А почем покупаете?
— Рубль штука!
— Рабинович, я не понял, по рублю покупаете, по рублю продаете, а что вы с этого имеете?
— А НАВАР?!!!
Это — «про жизнь». Кто, как не женщина, вертится подобно Рабиновичу — на работе, в кухне, туалеты вымыть, посуду помыть, сварить, опять посуда, стирка, магазины, работа. Кажется: что вложила, то и получила, и зачем ей это все?
Но еврейская женщина все-таки родственница того Рабиновича и твердо знает — есть навар! Не всегда его можно предъявить любопытному зрителю, но, не ощущая его, невозможно вертеться в этом колесе. Если есть навар, т. е. такая выгода, ради которой я готова снова и снова работать, стирать, готовить, то вся эта работа — тоже выигрыш.
Этот выигрыш, этот навар настолько ценен и важен для меня, что я готова за него заплатить: своими силами, своим вкладом, своим временем. Невозможно сказать: вот сейчас главное — это пахать, а потом будем подсчитывать результаты, снимать плоды и посмотрим — может, стоило так пахать и пыхтеть? Вот тогда-то мы и получим какое-то удовольствие, почувствуем удовлетворение и нахес и чуть-чуть ощутим вкус королевской жизни.
Не дадим этим теориям помешать нам уже сейчас, на бегу схватиться за радостные моменты, хоть и мимолетные, хоть и неполные. Но эти моменты, эти лучи радости убегают, если их не схватить сразу, и почему-то к моменту подведения итогов вообще исчезают и забываются. Но наша женская, наша еврейская и наша человеческая задача — ухватиться, ловить их, собирать и сохранять, идти с ними дальше и набираться от них сил и вдохновения продолжать забег.
Найти свой «навар» в любом деле, свой личный выигрыш, ради которого захочется работать и вкладывать.
А если кто-то убежден, что все хорошее и замечательное должно свалиться на голову без наших вложений, бесплатно, без просьбы и ожидания, без благодарности, то у бесплатного и цена — ноль. Все, что человек приобретает своей работой, силами, смирением, уступками, терпением и т. д., становится частью человеческой сущности, сопровождает его во всем.
Если еврейская женщина найдет свою выгоду, свой навар в собственной семье, ей не придется жертвовать своей свободой, лишаться свободы. Есть различие между уступкой и жертвой. Уступка, витур — от слова «больше» — «йотэр». Уступая, человек «расширяет» себя, его «становится больше», он может впустить в сердце и другого, и другие желания, не отрывая от себя ничего. Это — словно принять в свой дом гостей и быть радушной хозяйкой, а не страдать, что нас объели, стеснили и использовали как обслугу.
Неужели самоощущению этой хозяйки поможет осознание королевского сана? Встаньте на ее место и найдите ее «навар», так, чтоб сердце наполнилось желанием не упустить еще одну возможность принять гостей. Тогда труд, который для этого потребуется, будет уже не потерей времени и сил, а вкладом в собственную радость.
Когда человек открывает накопительный счет в банке, он ведь тоже начинает меньше расходовать на потребление, но при этом ощущает, что не теряет свои деньги, а, наоборот, — приобретает. Так и в жизненных трудностях можно найти тот смысл, ради которого стоит вкладывать, но при этом — не терять и не жертвовать, испытывая сожаление, а вкладывать — и увеличивать свой выигрыш.
Как это сделать практически? По одной статье этому не научишься, но в качестве старта для размышления, для построения собственного решения — можно начать «крутить колесики в голове». Опираясь на желание, еврейский взгляд на мир и используя творческое оригинальное мышление, можно найти для себя много-много прекрасного «навара».
Основа работы — постоянно снимать плоды, а не только сеять. То есть, не делать всё лишь для завтрашнего дня, упуская сегодняшний. Человек радуется, когда снимает плоды, а когда только сеет — плачет. «Сеявшие в слезах — жать будут с пением» (Тэилим 126:5). В этой жизни мы постоянно сеем, вкладываем, чтобы завтра получить результат, а, получая эти плоды, мы уже заняты следующим вкладом.
Умение собрать эти плоды, обрадоваться им, несмотря на то, что продолжаем сеять, что не вся работа закончена, — это и дает нам радость, навар! И на работе, и в домашнем хозяйстве, и в уходе за детьми, и в их воспитании, и в соблюдении законов скромности можно найти много подобного «навара», выгоды. Но надо прежде всего захотеть ее найти, не фиксируясь упрямо на величине вложений.
Если женщина, жена, мама сможет научиться собирать эти плоды (они иногда скрыты, и их надо хорошенько поискать, но они точно есть, а сколько их!), ее крылья расправятся для полета. И в дальнейшем она будет делать вклады с бОльшим желанием, вдохновением, зарядом энергии и радости. Вот это ощущение не сравнить с ощущением принцессы, которая всегда находит на великолепном ложе портящие ее жизнь горошины и лишь прячется за своей театральной улыбкой.
Чтобы узнать, как практически внедрить это в нашу повседневную жизнь, стоит прослушать цикл лекций.
С уважением, Лея Солганик
Рав Мендель Агранович
Всегда думал, что они все одинаковые, лишь бы название соответствовало...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Суккот»
Давид Плотников
Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.
Рав Носон Шерман,
из цикла «Суккот»
Дата Суккот очень тесно связана с Облаками Славы. Согласно мнению Виленского Гаона, когда Израиль согрешил, создав золотого тельца, он перестал быть достойным Облаков Славы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Четыре вида растений на праздник Суккот
Рав Мендель Агранович
Рав Мендель Агранович
Давид Плотников
Рав проверяет миртовую ветвь на пригодность в использовании, для исполнения « Заповедь о пальмовое ветве ». Обзор по теме Адас — мирт
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Мендель Агранович
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Суккот, законы праздника»