Темы: Испытание, Психология, Прощение, Смерть, Хана Лернер, Доверие, Чувства и разум
Шалом! Уважаемый консультант, уже два месяца нахожусь в состоянии скорби. В январе погиб человек, который когда-то был очень близок мне. Можно сказать, был моим испытанием, после нашего расставания я долго не могла прийти в себя и заново доверять людям. Мы не общались больше трех лет, нас связывали только общие знакомые, но его смерть стала для меня ударом. Очень тяжело выйти из скорби, то тут, то там встречаются какие-то напоминания — и эмоции снова захлестывают. Как отпустить человека? Как выйти из скорби? Как облегчить боль утраты? N.
Дорогая N.,
Понимаю, какая это большая боль — потерять близкого человека…
Но то, что Вы описываете, похоже на недоговоренность и какую-то вину по отношению к ушедшему. Невозможность что-то исправить в ваших отношениях.
По этому поводу я Вам советую обратиться к профессиональному психологу, чтобы он помог Вам правильно выйти из этих незавершенных отношений.
Вы можете написать письмо этому человеку, как будто бы Вы говорите с ним, и высказать всё, что Вы хотели бы ему сказать, если бы он был жив.
Можно сделать упражнение, которое называется «пустое кресло». Можно туда посадить какую-то подругу свою, она будет играть его роль, Вы будете говорить «с ним», а подруга будет отвечать «от его имени». Это не всегда просто сделать самому, но можете попробовать.
Если Вы чувствуете вину перед умершим, можно попросить у него прощения. Надо прийти на его могилу с десятью мужчинами (миньян). К могиле подойти без обуви и попросить у него прощения, а миньян отвечает три раза: «Прощено тебе». Так это обычно делают. Если этот человек еврей, позаботьтесь, чтобы кто-нибудь говорил по нему Кадиш.
Сделайте что-то для «возвышения» его души (илуй нишмато): посвятите этому Ваши добрые дела, дайте цдаку в синагоге.
Наши мудрецы говорят, что через год душа поднимается достаточно высоко и скорбь близких утихает.
Желаю Вам душевного спокойствия и много радости.
С уважением, Хана Лернер
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?