Темы: Предназначение, Ципора Харитан, Мировоззренческие вопросы, Женщина, Забота о себе, Материнство
Здравствуйте. Меня долгое время беспокоит один вопрос. Я длительное время работаю в сфере детской реабилитации дефектологом. Ни одно исследование не отвечает на вопрос о причине психического расстройства и методе по-настоящему качественного воздействия, которое бы приводило к кардинальным изменениям.
Заметила, что у всех детей данной категории есть сенсорные дисфункции, то есть проблемы с восприятием и отработкой материального мира. Как будто всё что тут происходит, не имеет значения. Как будто связь между духом и телом нарушена.
Есть ряд методов, с помощью которых мы приближаем детей к уровню, на котором они могли бы вести впоследствии самостоятельную жизнь. Но ощущение, что не от меня это зависит. Часто опускаются руки.
Ещё один момент. Бывает, на своих занятиях я вижу, что ребенок очень беспокойный, откладываю весь план занятий и начинаю ему что-то рассказывать (несмотря на то, что большая часть моих учеников речь не понимает) или напевать песню. И в эти моменты происходят чудеса: детки начинают делать то, над чем мы работали очень долго и что не получалось. Но для этого у меня самой должно быть состояние покоя. И часто, когда за день у меня таких деток около 7 человек, у меня под вечер не остаётся эмоций на своих собственных детей.
Очень сумбурно всё получилось. Основные вопросы такие:
1) Как Иудаизм объясняет явление детской психиатрии? Какой механизм?
2) Есть ли иные способы помогать таким деткам?
3) Как не растрачивать свою энергию и иметь баланс между работой и семьёй? N.
Уважаемая N.,
Прежде всего, огромное спасибо Вам за то невероятно важное, что Вы делаете.
Попробую дать точку зрения, которая приводится во многих еврейских источниках.
Вы замечательно подметили, что у этих детей нарушена связь с материальным миром. Есть представление, что эти дети являются гильгулим (воплощениями) душ праведников, которым осталось искупить какие-то грехи в этом мире для того, чтобы прийти к своему окончательному исправлению.
И часто из-за этого их лишают возможности взаимодействия с материальным миром, чтобы у них не было риска согрешить еще.
Всё это, конечно, — на очень глубоком каббалистическом уровне, но мы сегодня знаем, что у части из этих детей есть четкое и острое восприятие происходящего в нашем мире в духовном плане.
И тем из них, с кем построили связь на уровне несловесного общения, часто удается выразить какие-то вещи, которые обычному человеку недоступны.
Я когда-то читала, что, собственно говоря, материальный мир является некой завесой, занавесью, закрывающей мир духовный. А у этих детей из-за их невосприятия материального мира «завеса» гораздо более прозрачна.
Известно, что большие праведники вставали перед такими детьми и поддерживали родителей, которые хотели воспитывать их в семье, а не отдавать в закрытые интернаты.
Что касается методик лечения, то мне неизвестны специфические методики.
Во всех еврейских религиозных учреждениях для детей с проблемами психики используют все самые современные методы: физиотерапию, арт-терапию, очень много музыки (Вы совершенно правы, большинство детей реагирует на нее удивительно, так как о музыке сказано, что она происходит из самых высоких духовных миров…)
И т.д., то есть любые методы, на которые дети хорошо реагируют и благодаря которым продвигаются.
Что касается Вашего третьего вопроса, то баланс, о котором Вы говорите, — одна из самых непростых задач сегодняшних работающих мам, даже мам с менее сложной работой. Всегда советую две вещи.
1. Помнить, что Вашим детям нужна не идеальная мама, а просто любящая и старающаяся дать им то, что в ее реальных силах.
2. Непременно давать себе какой-то отдых, несмотря на нехватку времени. Наш ецер а-ра («дурное начало») всегда убеждает нас, что отдых — это излишество, когда есть столько невыполненных задач.
На самом деле, немного отдохнув и расслабившись, мы можем сделать втрое больше, чем когда работаем, будучи полностью обессиленными.
Поэтому добавьте себе в расписание после рабочего дня 30-40 минут отдыха. И только после этого забирайте детей и начинайте ими заниматься. Если нужно, заплатите за это няне или бебиситтеру дополнительно, но дайте себе время расслабиться.
Надеюсь, что мои скромные советы смогут Вам помочь. Главное — не испытывайте угрызений совести, если чувствуете, что у Вас не получилось дать детям оптимальное внимание в рабочие дни, и используйте для этого выходные.
Поверьте, у очень многих работающих мам вырастают чудесные дети, ничуть не хуже тех, с которыми мамы возились целыми днями.
И, конечно, молитесь, чтобы та огромная награда, которая Вам, несомненно, положена за заботу о «детях Всевышнего», повлияла бы как можно лучше на воспитание Ваших собственных детей.
С уважением и пожеланием успехов на работе и много-много нахат (родительской радости) от своих детей, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»