Темы: Ципора Харитан, Женщина, Внутренний мир, Искусство, Самосовершенствование, Зависимости
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как мне быть. Я приняла гиюр (еврейство), вышла замуж за «марокканца», который вырос в религиозной семье. Мне очень повезло оказаться в такой семье, как у него, и для меня его мама — вообще идеал еврейской женщины, которая ещё и вырастила десятерых детей.
Но при этом я постоянно чувствую, что мой духовный уровень очень низкий по сравнению с ними. Прошлая жизнь, конечно, даёт о себе знать, как и прошлые привычки. Я постоянно работаю над своими качествами, читаю Пиркей Авот[i], Месилат Йешарим[ii] и т. д. Чувствую, как мне не хватает этого воспитания, и при прохождении гиюра этому уделяется очень мало времени, к сожалению.
Я, конечно, очень изменилась за несколько лет и горжусь этим, но остались вещи, которые сильнее меня. Я не могу перестать слушать современную музыку, которая, конечно же, не скромная и смысл оставляет желать лучшего. Я просто зависима от музыки и несколько дней без неё могут отразиться на моём настроении. Как справляться с такими привычками? N.
[i] «Пиркей Авот» — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Нэзикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между 3 веком до н. э. и 3 веком н. э. Основное содержание — этическое учение, обозначение путей, которыми следует идти человеку. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать, как сказано в трактате Авот».
[ii] Книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») — труд Рамхаля (раби Моше-Хаима Луццатто — великиго каббалиста; 5467-5507 /1707-1747, Италия — Амстердам — Германия — Эрец-Исраэль), ставший одной из вершин еврейской философской мысли в вопросах самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу. Этот труд по Мусару — еврейской этике — был опубликован в Амстердаме в 1738 году.
Уважаемая N.,
Прежде всего, разрешите выразить Вам свое уважение: Вы стремитесь духовно расти и совершенствоваться. Далеко не все люди, даже религиозные, считают это настолько важным для себя.
Но важно прочувствовать то, что Вы сами пишете в своем письме: измениться в корне и уйти от прошлого требует очень много времени и усилий. Да и непонятно, надо ли всегда так стараться бежать от самой себя.
Думаю, несмотря на то, что Вы правы и музыка эта, конечно, часто не образец скромности и еврейского духа, мягко говоря, стоит принять: пройдет время, прежде чем Вы сможете полностью отказаться от того, что в прошлом было очень важной частью Вашей жизни.
Поэтому советую относиться к себе немного снисходительнее и сказать себе, что это период Вашего духовного роста и что пока Вы еще не на том уровне, которого Вам, в конечном счете, хочется достичь. Но продвижение требует времени, сил и новых духовных ценностей, которые вырабатываются постепенно.
Когда Вы сама к себе начнете относиться более снисходительно, Вам будет легче принимать различные этапы своего духовного роста как естественные. И Вы не будете предъявлять к себе претензий, которые обычно не только не помогают продвижению, но и задерживают его. Ведь это один из методов нашего дурного начала — сказать человеку: «вот видишь, ты же всё равно ни на что не годен и ничего не достоин».
А понятно, что это никак не придает мотивации и сил расти духовно.
Если же Вы всё-таки хотите бороться со своим желанием слушать современную музыку, то совершенно необходимо, чтобы это было очень постепенно. Например: первым делом отказаться от совершенно неприличных текстов, как не раз бывает в рэпе. Но спокойнее относиться к песням, пусть нерелигиозного содержания, но хотя бы не отталкивающего и с нормативной лексикой.
После того, как Вы несколько месяцев сможете себя так ограничивать, можно будет перейти к следующему шагу, также постепенно, и каждый раз отмечать для себя это продвижение. И, может быть, даже немножко премировать себя каждый раз, когда Вам удается отказаться от каких-то «тяжелых случаев», заменив их более нейтральной музыкой, которая Вам нравится.
То же самое советую в отношении любых других привычек, от которых Вам бы хотелось избавиться. Делайте это очень постепенно и записывайте себе плюсы, а не минусы. Поверьте, Всевышний знает, насколько героически Вы противостоите этим привычкам, и знает, что путь к праведному поведению подразумевает падения и спуски. И падения являются частью самого пути, без которой невозможно подняться.
Как Вы знаете, мы говорим: «Ибо семь раз упадет праведный, но встанет…» (Мишлей 24:16). Многие комментаторы утверждают, что без этих падений невозможно стать праведником.
Надеюсь, что Ваш муж понимает, какой огромный путь Вы прошли, и не считает подобные «падения» чем-то недостойным.
Любой раввин, который работает с баалей-тшува (вернувшимися к Традиции), прекрасно знает, насколько важно продвигаться постепенно и как плохо влияют на человека «скачки» выше его уровня. К сожалению, очень многие люди, которые пренебрегали правилом «тафаста мерубэ — лё тафаста»: «взял (слишком) много — не взял ничего», оказались в результате гораздо дальше от цели, чем те, кто шел к ней маленькими шажками.
С огромным уважением и пожеланием больших духовных сил продолжать Ваш замечательный путь, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский