Темы: Хатам Софер, Гордость, Недельная глава, Ноах, Стыд, Мусар
В ешиве раби Моше Софера (Хатам Софер) учился молодой человек по имени Ицхак. Он обладал феноменальной памятью и, решив ее использовать во имя Небес, предложил своим товарищам по ешиве идею: Ицхак мог бы записывать хидушим Хатам Софера слово в слово, точно так, как они были сказаны. Юноши обрадовались прекрасной идее и предложили Ицхаку солидную сумму в пять золотых. Воодушевленный высокой платой, Ицхак пошел еще дальше: он сказал, что готов даже запомнить мимику и жестикуляцию рава во время занятий.
И вот во время урока начал Ицхак внимательно наблюдать за равом и украдкой, под столом, повторять движения за ним. Хатам Софер тоже был внимательным человеком, и сразу понял, что что-то идет не так. Он спросил одного из учеников, как объяснить происходящее, и тот вынужден был рассказать правду об их затее.
Раву это не понравилось.
— Молодой человек собирается проводить уроки вместо меня? — раздраженно воскликнул он, захлопнул Гмару и вышел.
Назавтра Хатам Софер велел всем без исключения ученикам собраться в комнате учения. Ицхак отчаянно трусил, он был уверен, что рав собирается с позором изгнать его из ешивы. Если бы не моральная и физическая поддержка друзей, он вообще не смог бы прийти в зал.
Но все случилось иначе. Хатам Софер встал и сказал:
— Мои дорогие дети, я не имею права более обучать вас. Вчера во время урока я потерял над собой контроль. Вместо того чтобы похвалить ученика за его любовь к Торе и чудесную память, я совершил преступление — унизил его в присутствии людей. За это Ашем лишает доли в Грядущем мире. И разрыдался.
Слушатели были потрясены и не промолвили ни слова. Через минуту рав немного успокоился и продолжил:
— Я тысячу раз прошу прощения у моего дорогого ученика, и буду просить Всевышнего тоже простить мне мой грех. Ты простишь меня? — обратился рав к Ицхаку.
Тот с усилием кивнул, не веря своим ушам:
— Я прощаю вам от всего сердца…
Вздохнул Хатам Софер:
— Теперь я имею право снова начать обучение…
По прошествии времени один из учеников рава Моше Софера рассказывал об этом случае и добавил от себя:
— Это был урок, равный по эффекту многим годам изучения книг по еврейской этике. Его одного было бы достаточно, чтобы возвеличить имя этого и без того великого человека…
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ