«И произноси их сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая»
В приемной рава Яакова Каневского, как всегда, толпился народ. Был среди них реб Мойше, еврей из Лондона, который проводил свой отпуск на Святой Земле. В ожидании очереди к раву, Мойше написал на листочке имена своих родственников, чтобы попросить у великого «Стайплера» благословения для них.
Когда пришла его очередь, вошел реб Мойше в комнату мудреца и протянул ему листочек. Рав Каневский внимательно прочел написанные имена и вдруг спросил:
— А нет ли у Вас брата по имени Аарон, проживающего в Бней Браке?
Удивленный Мойше ответил утвердительно, он и не предполагал, что Стайплеру что-либо известно о его родственнике. Но он удивился еще больше, когда рав попросил передать Аарону, чтобы тот зашел к нему прямо сегодня.
Не задавая вопросов (хотя и очень хотелось), Мойше немедленно отправился к брату. Тот был удивлен не меньше — ведь, действительно, Стайплер не был с ним знаком! Но, тем не менее, поспешил явиться к раву.
— Я тот самый Аарон, которому Вы велели явиться, — сказал он.
— Когда ты был еще молод и учился в ешиве, то имел привычку учиться в пятницу после полудня, верно? — спросил рав Каневский.
— Да, — изумленно ответил Аарон. — Но откуда рав знает?..
— А помнишь ли ты старого служку, который подметал полы перед шабатом? — продолжил рав, игнорируя растущее изумление гостя.
— Припоминаю, — снова ответил тот.
— И ты помнишь, что он мешал тебе учиться, когда просил подвинуться или перейти в другое место?
Аарон припомнил и это.
— Сегодня ночью этот служка пришел ко мне во сне, — сказал Стайплер. — И рассказал, что уже несколько лет как умер, но нет ему покоя и в Лучшем мире, потому что он был причиной битуль Тора. Он просил, чтобы ты простил его.
Потрясенный Аарон тут же объявил, что, конечно же, он прощает. Тогда добавил рав:
— Как велика ценность Торы! Несмотря на то, что служка просто выполнял свою работу верой и правдой, он мешал тебе учить Тору, и из-за этого был лишен заслуженного покоя…
Битуль Тора («отмена Торы») — действие, означающее, что еврей не учит Тору, когда имеет такую возможность. Битуль Тора — нешуточный проступок, поэтому стоит очень постараться не «отменять Тору» и не мешать тем, кто учит ее, без особой причины. Каждая минута и секунда учения — бесценна…
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его