«И будет, за то, что будете слушать вы законы эти» (Экев, 7:12)
Послушайте рассказ. Историю из жизни. Рассказал ее один из распространителей святых книг. В Иерушалаиме и в Бней Браке он распространяет их сам, едет в своей машине от магазина к магазину, приносит упаковки книг, расплачивается, в общем, в поте лица ест свой хлеб. А в других городах работает другой распространитель.
Перед Песахом пришел первый распространитель в один магазин, а хозяин магазина говорит: «Спасибо, есть у меня уже такие книги».
Есть? Откуда? Другой распространитель привез эти книги и предложил ему.
Распространитель услышал это и разозлился. Ведь они условились, что в Иерушалаиме и в Бней Браке только у него исключительное право на распространение книг. Чтобы не было никакой конкуренции.
Он сразу же позвонил другому распространителю и высказал свое негодование. Тот извинился: просто вышел необычный случай. Он думал… Что думал, кто думал, соглашение есть соглашение. Тот извинился, и было за что. Второй распространитель забрал свои книги и распространитель книг в Иерушалаиме передал в магазин книги на пятнадцать тысяч шекелей. Приличная сумма. Через месяц эта сеть магазинов разорилась.
«Спасибо тебе», — сказал второй распространитель. И поинтересовался: «Какой убыток ты мне предотвратил?»…
Великий урок я выучил из этого рассказа: никогда не знаешь, что ждет тебя. Ты воюешь за что-то, и ты даже прав, одерживаешь победу, но не можешь знать, будет тебе это победой или камнем преткновения, халила.
Приведем рассказ из Гмары (Трактат Таанит, 23): раби Ицхак бар Эльяшив увидел, что его ученик, раби Мани, мрачен. Что случилось? Ничего. А все-таки? Неудобно сказать, но жена у меня уродлива. Видеть ее огорчение. Есть такие… Нет проблем, как зовут ее? Хана. Сказал раби Ицхак бар Эльяшив: «Стань красивой, Хана». Вернулся он домой и глазам не поверил: свет дома, жена лучится и сияет, ее красота, захватывает дыхание. И ведь сказал бен Сира: «Красивая жена — счастье мужа» (Трактат Санедрин, 100). Прошло несколько дней, и раби Мани стал мрачнее прежнего. Что теперь? А, она хочет развестись. Я уродлив для нее… И снова, нет проблем: «Вернись, Хана к своему уродству», и мир в доме восстановился.
А есть противоположные рассказы. Как рассказ, приведенный в Иерушалаимском Талмуде (Трактат Орьот, 3:4) о том бедняке, у которого было поле со скудной почвой и тощая корова. Пахал он на ней. Наткнулась она на яму и сломала ногу. Свет погас для него. Пока он старался вытащить ее из ямы и копал вокруг, открыл ему Святой, благословен Он, глаза, и нашел он клад, спрятанный в земле. И сказал фразу, ставшую поговоркой: «К благу моему сломала ногу моя корова». И расскажем на эту тему историю, которая случилась не очень давно.
Многодетная семья жила в тесной квартире. Нашли они по случаю просторную и дешевую квартиру. Подписали договор и выставили свою квартиру на продажу. Не много людей интересовалось ею, цена за нее казалась слишком высокой. А время поджимало. Наконец, за неделю до того, как они должны были заплатить деньги, нашелся покупатель. Они снизили цену, и не знали, где возьмут недостающую сумму. В пятницу, через два дня, позвонил им покупатель и сказал, что он отменяет покупку. Супруги решили, что не дадут этому известию нарушить им субботу и провели ее в радости.
На исходе субботы явился человек, который пришел в восторг от их квартиры и заплатил наличными первоначальную, высокую цену.
История из жизни. Для их блага была отменена продажа.
Почему мы все это рассказали? Из-за начала нашей главы: «И будет». И объяснил рабейну, святой автор книги «Ор ахаим», благословенна память праведника: не «будет», но «за то» — это язык радости. Радоваться можно только по окончании дела. Победы в середине пути ни о чем не говорят. Даже могут стать помехой.
Мы обязаны подводить итоги наших дел. Извлекать для себя уроки, уметь различать между временными достижениями на короткое время и достижениями на долгое время.
Например, я устал к вечеру и очень хочу отдохнуть. Но в это время есть урок Торы. Отдых — временное достижение. А урок Торы возвышает меня, наполняет содержанием, строит меня духовно. И возвышает весь дом, излучает духовность на всю семью. Это кроме заслуг, которые я собираю. И это объясняется в начале нашей главы: «И будет, за то, что будете слушать вы законы эти» — радость будет, но в конце, когда выйдете с большим имуществом Торы и заповедей. И если больше будет вложено труда и усилий, возрастет вознаграждение в сто раз: «Хорошо одно дело в страданиях, чем сто — без страданий» (Авот де раби Натан, 83). Оглянемся назад: что мы принесем с собой к наступающим дням «слихот» (чтения просьб о прощении), если не уроки Торы, заповеди, благословения, и добрые дела! Все, что возвышает духовно, остается навечно. (Мааян ашавуа)
Дать излиться изобилию
«Берегитесь, чтобы не совратилось сердце ваше» (Экев, 11:16)
Рабейну Йосеф Яавец, благословенна память праведника, изгнанник Испании, приводил чудесный «хидуш» на пасук из нашей главы: «Берегитесь, чтобы не совратилось сердце ваше… чтобы не возгорелся гнев Ашема на вас, и тогда замкнет он небеса, и не будет дождя». Учим отсюда, пишет он, что у Небес хотят дать дождь, и земля хочет дать урожай, и изобилие желает бить ключом, но человек со своими грехами преграждает ему путь.
Святой, благословен Он, насыщает каждого по его желанию и питает все живое, и богатого и бедного. Для всех спускается изобилие с высей.
Мы говорим в благословении после трапезы: «Каждый день он творил добро, творит добро и будет творить для нас добро». Что значит «каждый день»?
Гаон, раби Бенцион Коэн, благословенна память праведника, объяснял это притчей.
Один богач сидел в своем магазине и пришел к нему бедняк просить пожертвование.
Пожалел его богач и спросил: «Сколько денег ты собираешь в день?»
Ответил тот с горечью: «Несколько грошей и много стыда ».
Сказал богач: «Если ты хочешь, помогу тебе хорошо заработать почетным образом».
Просияли глаза бедняка и он с восторгом согласился.
Сказал богач: «Дам я тебе в кредит товар из моего магазина по себестоимости. Иди на рынок, продай его и хорошо заработаешь. Тогда ты сможешь купить еще товар и хорошо заработать!»
Сказал бедняк: «Не смогу я вызвать доверия в такой одежде».
Взял его богач в баню, а оттуда в магазин одежды. Одел его с ног до головы.
Спросил: «Ты, наверное, голоден?»
Привел бедняка к себе домой, накормил, напоил и дал ему товар.
Сказал бедняк: «Я передумал, не хочу продавать товары вразнос, хочу, чтобы у меня был свой прилавок»
«Как ты хочешь», — согласился благотворитель. Пошел с ним к столяру и заплатил тому, чтобы сделал красивый прилавок к завтрашнему утру.
Утром пришел богач открыть свой магазин, и был удивлен, увидев бедняка, поставившего свой прилавок возле входа в магазин. Более того, товар, который он продавал по двенадцать шекелей, бедняк продавал по десять. А товар по десять шекелей он продавал лишь по восемь. И более того, кричал он во весь голос: «Сравните цены, идите ко мне»… Сравнивали покупатели цены, уходили из магазина и толпились у прилавка. Бизнес бедняка процветал…
Сказал ему богач сдержанно: «Это твоя плата за добро? Я помог тебе, а ты платишь мне злом?! Почему ты нарушаешь границу и переманиваешь моих покупателей? Поставь свой прилавок на рынке и будет заработок у нас двоих!»
Бедняк ответил нагло: «Так поступают в торговле!»
Богач мог сказать: верни мой товар, за который ты не заплатил мне ни гроша и разбери прилавок, купленный за мои деньги. Но был он милосерден. Сдержался и пошел в свой магазин.
Прошел день, два дня, а на третий пришел бедняк с наглой улыбкой на лице. Принес он выручку за три дня и хотел снова купить товар.
Взял богач у него деньги за товар и сказал: «А теперь условия изменились».
Побледнел бедняк.
А богач продолжил: «По закону нужно было бы прервать всякую связь с тобой. Так поступают в торговле, но я готов продавать тебе товар на двух условиях: ты поставишь свой прилавок на окраине города и не будешь продавать его дешевле, чем я. Понял я, что нет предела твоей наглости, и больше не полагаюсь на твои слова. Поэтому буду давать тебе товар только на один день, чтобы проверять, исполняешь ли ты обещания».
Мораль: Творец благословенный, многомилостив и творит добро. Берет человек добро у Творца и пользуется им, чтобы восставать, возноситься и сказать: «Моя сила и мощь моей руки сделали мне это». Поэтому постановил Творец благословенный, чтобы изобилие обновлялось каждый день. Каждый час проверяется человек, достоин ли он его или нет.
Как мы должны бояться быть недостойными, чтобы не закрылись каналы изобилия, халила вэ хас. Как мы должны быть благодарны Везд-сущему и смиряться перед ним. (Авотейну сипру лану, Омер ле Цион)
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Почему Яаков так сильно любил Рахель? Ведь она чем-то похожа на Эсава?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
Сын хотел досадить отцу?
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун