Темы: Недельная глава, Корах, Рав Моше Файнштейн
«И послал Моше позвать Датана и Авирама» (16, 12)
Две судящиеся стороны предстали перед судьей равом Моше Файнштейном, с большим волнением излагая свои претензии друг к другу. В прошлом они были компаньонами и теперь судились из-за крупной суммы денег. Каждый утверждал, что другой должен ему (а не наоборот). Они явно сердились друг на друга.
Рав Файнштейн выслушал обе стороны и решил: Авраам должен деньги Ицхаку. Выслушал Авраам решение и очень разгневался.
«Я не буду платить! — воскликнул он. — Решение суда неправильное!»
Все присутствующие просто ужаснулись такой дерзости. Оспаривать решение раввинского суда?! Некоторые даже начали громко упрекать Авраама в наглости. Но рав Файнштейн остался совершенно спокойным. Он обратился к Аврааму доброжелательно, но настойчиво и велел отдать Ицхаку деньги, ему причитающиеся. А тех, кто громко возмущался — утихомирил.
Прошло несколько месяцев.
В один прекрасный день в дверях раввинского суда появился некто и попросил поговорить с равом Файнштейном. Человек попросил у рава Моше разрешение на работу резником (и представил соответствующие документы). Вел он себя как-то странно: отворачивался, как будто пытался скрыть лицо. Но все равно его узнали: это был тот самый Авраам, который поначалу не согласился с решением суда. Работники раввината обратились к раву Моше: «Не стоит помогать человеку, который кричал в суде, обидел и оскорбил Вас и вел себя недопустимо по отношению к раву!».
«Где тут связь? — спросил рав Моше. — Во-первых, я никогда ни на кого не сердился. Да если бы даже и сердился, так ведь Йом Кипур уже был, и я произнёс “Чистую молитву” и сказал, что прощаю всех. К тому же, Авраам наверняка уже давно раскаялся в своем поведении».
Рав Моше подписал требуемую бумагу и доброжелательно и искренне пожелал Аврааму успехов.
«Я никогда ни на кого не сердился!» — многие ли из нас могут сказать такое о себе? Остается только пожелать себе самим и другим как можно скорее избавиться от гневливости — качества, которое является корнем многих других дурных качеств!
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?