Темы: Недельная глава, Тецаве, Оцарот
Чудо исцеления
«Ты же вели сынам Израиля, чтобы они доставляли тебе елей чистый, выбитый из маслин…»
Народ Израиля уподоблен оливкам (маслинам), пишет автор Црор а-Мор. Как оливки отдают своё масло лишь после того, как их истолкут и выжмут, так и евреи раскрывают свои совершенные свойства после того, как пройдут через страдания.
Еврей, о котором мы хотим рассказать здесь, также раскрыл жившую в нём мощную веру в слова мудрецов, пройдя через страдания.
В Кирьят-Цанц в Нетанье я встретил одного хасида, рава Иссахара-Дова Розенберга. Его лицо излучало особый свет. Из того, что мне рассказали о нём, я понял, что это человек, преданный духовному всецело, который делает для общества удивительные вещи.
А когда он сам рассказал, что с ним произошло, я понял, почему он прилагает столько усилий к тому, чтобы подниматься и поднимать других.
Из его рассказа видно, что еврей, одарённый настоящей верой в слова мудрецов, не отступающий ни в чём от указаний своего рава, увидит чудеса и удостоится великих достижений.
Дело было так. На исходе субботы, когда читают недельную главу Тецавэ, 14-го числа адара-бет 5736 года (2 февраля 1976 года) рав Розенберг упал в шахту лифта 7 метров глубиной. «Я очень сильно покалечился, — рассказывал он. — И врачи в больнице не обещали мне ничего хорошего».
«На рентгеновском снимке было видно, что сломан позвонок, не дай Б-г, и раздроблены обе ступни».
«Врачи рекомендовали, слушайте хорошо: привязать меня к кровати на период от девяти месяцев до года. Ни больше, ни меньше. Чтобы сломанный позвонок не давил на спинной мозг».
«Ещё сказали: после того, как отвяжут от кровати, необходимо сделать операцию на позвоночнике, чтобы соединить этот позвонок с соседними. А если этого не достаточно, то надо будет прооперировать и ступни».
«Прогноз был, что, даже благополучно перенеся все эти операции, я останусь калекой на всю жизнь».
Рассказывает рав Розенберг: «Поскольку я в жизни не предпринял ничего, не посоветовавшись с моим равом и учителем, адмором из Клойзенбурга, благословенна память праведника, автором Шефа Хаим, то и на этот раз послал ему рентгеновский снимок и попросил посмотреть».
«И вот, приходит человек от моего рава, весь дрожит. Говорит, рабби сказал: заключение врачей о том, что позвонок сломан, неверно».
«Кроме того, рав сказал поместить меня в другую больницу, где специализируются именно на переломах суставов».
«Врачи отказались брать на себя ответственность — перевозить меня в другую больницу. Они говорили, что мне вообще нельзя двигаться, меня нельзя перемещать, малейшее смещение позвонка приведёт к параличу».
«Я переслал учителю заключение врачей, но автор Шефа Хаим ответил, что берёт всю ответственность на себя. Поэтому, когда руководство больницы потребовало подписать согласие не переезд в другую больницу, я подписал без малейшего колебания. “Если рабби взял ответственность на себя, чего бояться. Праведник выносит решение, а Святой, благословен Он, выполняет”, — сказал я себе и окружающим».
«Действительно, переезд прошёл благополучно, никаких проблем не возникло. В этой больнице меня снова отправили на рентген, и вот чудо: на новом снимке повреждение позвонка не выглядело таким страшным, привязывать меня к кровати не было необходимости. Позвонок не сломался, а просто был немного сдавлен, деформирован, но не давил на спинной мозг».
От этой новости рав Иссахар-Дов чуть не подпрыгнул…
А что делал рав, узнав, что произошло с его хасидом? Адмор из Клойзенбурга совершил омовение в микве, а затем сел изучать закон о скотине с повреждённым позвоночником (с травмой, подобной травме рава Розенберга). Всю ночь рабби разбирался в тонкостях закона и, в конце концов, счёл возможным сделать вывод, что скотина кошерна.
Всё это — чтобы «откошеровать» позвоночник и позвонок рава Иссахара-Дова, ведь если скотина трефная — она не выживает…
«Через неделю меня выписали из больницы. Правда, я передвигался на инвалидном кресле, но, слава Б-гу, не был привязан на год к кровати».
«Прошло ещё три недели, и на трапезу Пурима я твёрдо решил поехать к учителю. Когда приблизился к нему и нагнулся, чтобы поздороваться и поцеловать его руки, он сказал с радостной улыбкой: “После Пурима сможешь ходить”».
«После трапезы рав пригласил меня к себе и сказал так: “Знай, что ты уже был в мире истины, и мы тебя оттуда вернули, теперь ты действительно как заново родился”».
«Поскольку моя вера в слова праведников очень сильна, на следующее утро я встал на ноги. Но тут же упал, потому что ещё не мог стоять без поддержки».
«Вернулся в кровать. Я вновь и вновь повторял про себя святые слова учителя, что после Пурима смогу ходить. Через час снова встал, на этот раз осторожно, опираясь руками на тумбочку возле кровати».
«Ещё через час попробовал снова. На этот раз уже смог простоять без поддержки несколько секунд. Так я поднимался каждый час, и каждый раз удавалось простоять дольше. В конце дня я уже мог ходить сам, почти без поддержки».
«Через несколько недель я уже не ощущал болей и ходил, как все», — закончил рассказ рав Розенберг.
Услышав этот рассказ, я понял, почему этот человек так предан духовному, а также — что такое уверенность в словах мудрецов «в чистом виде» (Бархи Нафши).
«Она дороже жемчуга…» (Мишлей 3, 15)
«…в оправу золотую должны они быть оправлены. И камней этих должно быть по именам сынов Израиля…»
Комментирует Рабейну Бахйе: золото — оправа для драгоценных камней, а драгоценные камни — оправа для букв, «и это показывает нам воочию “цену” Торы, что она дороже жемчуга и ничто “не сравнится с нею” (Мишлей 3, 15). Ведь дороги в глазах людей серебро и золото, а драгоценные камни — дороже золота, поэтому показывает нам Писание, что Тора — дороже всех приобретений. Ведь золото — подножие для камней, а камни — подножие для букв, значит, буквы всего дороже».
Спрашивает Хафец Хаим: можно сравнить две вещи — которая дороже, — если между ними есть какая-то связь. Но как вообще можно сравнивать Б-жественную Тору и материальный жемчуг? Дело в том, что Писание хочет обратить наше внимание на общее между ними. Золото оценивают по весу, и две меры золота стоят вдвое больше, чем одна мера. Не так с драгоценными камнями. Если один драгоценный камень хоть чуть-чуть больше другого, он уже стоит вдвое больше. А если он вдвое больше, то стоит в семьдесят семь раз больше, без всякой связи с весом.
Так же обстоит дело и с Торой. Мудрецы (трактат Хагига 9 б) так истолковали стих в книге пророка Малахи «И снова различать будете между праведником и грешником, между служащим Б-гу и не служащим Ему» (3, 18). «Служащий Б-гу» и «не служащий Ему» — оба совершенные праведники, но отличается тот, кто повторяет свой урок сто раз, от того, кто повторяет его сто один раз. Это единственное повторение после сотни повторений — уже новый уровень; всё, усвоенное за предыдущие сто повторений, предстаёт, благодаря сто первому, в новом свете. Как жемчужина: если она чуть-чуть больше другой, то цена её несравнимо выше.
Сказано (трактат Бава Батра 75а): «В будущем каждый праведник обожжётся о балдахин своего товарища» (каждый праведник в будущем мире испытает сожаление, видя, что его товарищ достиг более высокого уровня). Хафец Хаим говорит: даже зная в этом мире, что получит большую награду, приложив больше усилий, человек не мог предположить, что награда за дополнительные усилия будет настолько велика; и сожалеть будет вечным сожалением, что не трудился так, как его товарищ (Хафец Хаим э-Хадаш, Нэцах а-Тора).
Сегодня, отвечает Лея Хмельницкая
25 декабря, отвечает Хая Черняк
23 декабря, отвечает Рав Рафаэль Шустер
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители