Темы: Недельная глава, Трума
Почему плакал минский богач
«…И сделают Мне святилище, и буду Я обитать среди них».
Дождливым и холодным днем рав Эльханан Вассерман держал путь в Минск. Он собирался встретиться с одним из богачей Минска, который был известен как крупный жертвователь на ешивы.
Дождь лил непрерывно; на сапоги рава Вассермана налип толстый слой грязи. Приближаясь к месту назначения, рав почувствовал беспокойство: дом богача — настоящий дворец, он помнил еще по предыдущим визитам, — полон антикварной мебели и дорогих ковров, которые простираются прямо от парадной двери. Как же можно ступать по такой роскоши грязными сапогами? Да и одежда забрызгана дорожной грязью — как сядет он на бархатную обивку диванов?
Поэтому рав Эльханан решил зайти в дом не с парадного входа, а с черного, — который вел прямо на кухню. Им пользовались только слуги и посыльные. Зато там не было ковров! И там можно было почистить сапоги и одежду, и уж потом идти в парадные комнаты.
В кухне дым стоял столбом. Все домашние сновали туда-сюда, поспешно готовясь к важному событию: прибытию большого рава! На плите шипели кастрюли и сковородки, в них готовились самые вкусные и изысканные блюда в честь важного гостя. Две дочери богача тоже трудились на кухне в поте лица, чтобы принять участие в мицве — приеме Мудреца Торы.
Вдруг в дверь кухни кто-то постучал. Дверь открыли и вот — на пороге черного хода, предназначенного только для слуг, — сам рав Эльханан Вассерман, собственной персоной! Все на кухне замерли от изумления, а младшая дочь богача в панике кинулась к отцу.
Тот немедленно явился и спросил с трепетом: «Почему великий рав вошел в дом с черного хода?» Объяснил рав: «На подошвы моих сапог налипли грязь и навоз, и я не хотел испачкать ваши дорогие ковры». К всеобщему изумлению, хозяин дома-дворца разрыдался. «Раби, — сказал он сквозь слезы. — Всю жизнь я учу своих дочерей тому, что весь мир создан для Торы, и весь мой труд, весь заработок — для поддержания изучающих Тору. А теперь мои дочери подумают, что дорогие ковры и диваны важнее уважения к Торе?!»
Богач не успокоился до тех пор, пока рав Эльханан Вассерман не согласился снова зайти в дом с парадного входа и пройти по роскошным коврам, оставляя за собой грязные следы. Чтобы знали дочери, что грязь на подошвах мудреца Торы стоит больше персидских ковров…
После октябрьской революции богач потерял все свое богатство. Большевики оставили его нищим. Но в заслугу любви к Торе и почитания Торы он получил другое богатство: мужьями его дочерей стали рав Авраам Ицхак и его брат Элиау Меир Блох: оба — главы ешивы Тельз.
Если в сердце человека живет любовь и уважение к Торе, и свои дела он посвящает Торе, и своими действиями доказывает, что Тора — высшая ценность, то его дом превращается в святилище, становится домом Ашема. И Шхина никогда не покидает его…
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его