Темы: Оцарот, Рав Овадья Йосеф, Рассказы, Раби Хаим Брискер
Некий еврей пришел к гаону раби Хаиму из Бриска, да будет благословенна память о праведнике[i], и задал ему такой вопрос:
— Мой отец заболел, и я чувствую себя обязанным его проведать. Но поскольку Галаха (еврейский Закон) постановляет, что расходы по выполнению заповеди почитания отца возлагаются на самого отца (Шульхан Арух[ii], Йорэ Дэа, 240:5), то, может быть, я не обязан к нему ехать?
— Ты прав, — ответил раби Хаим. — Ты не обязан ехать, так что иди пешком.
В те времена, когда рав Овадья Йосеф[iii], благословенна память о праведнике, был молодым, молодежь массово отходила от религии.
Поэтому рав Овадья собирал детей из районов Мусрара и Шмуэль а-Нави — учеников нерелигиозных школ. Он учил с ними Тору и раздавал сладости, которые покупал на свои деньги, которых у него тогда было очень немного.
Благодаря этой учебе многие из тех детей стали талмидэй-хахамим (серьезными знатоками Торы), судьями в раввинских судах, выдающимися раввинами и даже каббалистами.
Бывший житель района Шмуэль а-Нави, который сегодня преподает в одной из лучших ешив Израиля, рассказывал:
— Когда я был маленьким, у нас дома царила страшная бедность, у отца буквально не было чем нас кормить. К великому сожалению, мы воровали… Пока не приехал хахам[iv] Овадья. Он собирал нас, раздавал конфеты и другие сладости и каждый день учил с нами недельную главу — в течение часа. И вселил в наши сердца великий трепет перед Небесами… Когда мы немного подросли, он позаботился о том, чтобы нас приняли в ешиву для младших «Порат Йосеф», и так мы росли и продвигались в изучении Святой Торы. (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Раби Хаим Брискер — раби Хаим бар-Йосеф-Дов а-Леви Соловейчик (5613-5678 / 1853-1918) — выдающийся законоучитель, исследователь Торы и преподаватель Талмуда. Продолжатель династии мудрецов Торы из Бриска (таково было еврейское название Брест-Литовска, ныне Бреста): отец раби Хаима Брискера — не менее известный раби Йосеф-Дов Соловейчик, Бейт а-Леви.
[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все важные галахические аспекты повседневной еврейской жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраим Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль).
[iii] Раби Овадья Йосеф (5681-5774 / 1920-2013, Египет — Израиль), великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства.
[iv] Так сефарды и члены восточных общин называли своих лидеров-раввинов.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Рав Ефим Свирский
Рав Эльяким Залкинд
О чем плакал Йосеф?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Реувен Куклин