Темы: Ваешев, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И было, когда пришел Йосеф к братьям своим, они сняли с Йосефа рубашку его, рубашку его разноцветную, что на нем. И взяли его, и бросили его в яму… И сказал Йеуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмаэльтянам, а рука наша да не будет на нем, ибо он брат наш, плоть наша. И послушались его братья. И когда проходили мимо люди мидьянские, купцы, они вытащили и подняли Йосефа из ямы и продали Йосефа ишмаэльтянам… А те отвели Йосефа в Египет» (Берешит 37:23—28).
Почему в приведенных стихах вновь и вновь упоминается имя Йосефа? Ведь можно было написать, например, так: «…когда пришел Йосеф к братьям своим, они сняли с него рубашку его». И в другом стихе можно было написать: «…и продали его ишмаэльтянам… А те отвели его в Египет».
Ответ на этот вопрос нам поможет понять следующая история.
В 5663 и 5664 (1903 и 1904) на местечко Радин[i]обрушилось два удара: в оба эти года вскоре после Песаха местечко горело.
Первый пожар начался в святую субботу в амбаре для хранения зерна, принадлежавшем одному из жителей местечка, нееврею. За считанные часы огонь уничтожил большинство домов Радина, а когда дошел до дома Хафец Хаима (см. прим. I), остановился. И двадцать шесть домов, находившихся за домом Хафец Хаима, уцелели.
Конечно, те жители местечка, чьи дома огонь пощадил, немедленно пришли на помощь своим братьям-погорельцам. Помощь организовал Хафец Хаим.
Но ровно через год бедствие повторилось. Огонь снова распространился из нееврейских районов и — чудо! — на этот раз пощадил те кварталы, которые горели в прошлый раз, с заново отстроенными домами. Пожар начался в точности там, где закончился в прошлом году: с дома Хафец Хаима и далее — до конца местечка. Сгорел дом Хафец Хаима и те двадцать шесть домов, которые уцелели в прошлый раз!
Таким образом, в течение двух лет сгорели все дома в Радине — кроме ешивы Хафец Хаима и синагоги.
Во время обоих пожаров ешиботники (студенты ешивы) принимали деятельное участие в тушении огня. Они выстраивались в цепочку и передавали воду по цепочке от колодца к очагам возгорания.
Во время второго пожара один из ешиботников увидел, что Хафец Хаим с семьей стоит возле своего горящего дома. Парню вдруг очень захотелось послушать, что говорит великий мудрец своей семье в такой тяжелый час. Он покинул цепочку, добежал до того места, где стоял раввин, и успел услышать, как тот спокойно и безмятежно говорит:
— Посмотрите, как милостив Всевышний! Ведь наверняка на Небесах было решено, что Радин сгорит полностью… Но если бы всё местечко сгорело за один раз, кто бы помог евреям, потерявшим всё свое имущество? Мы все лишились бы всего! Поэтому Творец, да будет Он благословен, в Своей великой милости разделил этот пожар на две части. В первый раз те, чьи дома уцелели, могли помочь своим братьям-погорельцам, а сейчас те, чьи дома уже отстроены, смогут отблагодарить тех, кто помог им, и сами помогут новым погорельцам!
Удивительно, как великому Хафец Хаиму — раби Исраэлю-Меиру — удавалось сохранять душевное спокойствие, когда его дом горел на его глазах… Как ему удавалось видеть милосердие, которое Всевышний проявил к жителям Радина…
И в этом — ответ на наш вопрос. Тора вновь и вновь упоминает имя Йосефа — говоря о каждом этапе испытания, которое было ему послано с Небес, чтобы показать: в каждое мгновение этого тяжелого испытания Йосеф оставался собой, сохранял свою стойкость и праведность. Он был Йосефом от начала до конца!
Он оставался Йосефом, когда братья сняли с него разноцветную рубашку, оставался Йосефом, когда его бросили в яму, где кишели змеи и скорпионы, оставался Йосефом и тогда, когда его продали ишмаэльтянам, которые увели его в Египет…
Действительно, таково было свойство Йосефа, о котором сказано (Шмот 1:5): «И было всех душ, происшедших из чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф был в Египте». Раши[ii] толкует этот стих так:
«“…а Йосеф был в Египте” — а ведь он и его сыновья входили в число этих семидесяти. Чему это должно нас научить? Разве мы не знаем, что он был в Египте? Этот стих говорит нам о праведности Йосефа: Йосеф, пасший стада своего отца, — это тот же Йосеф, который был в Египте и стал (вторым после) фараона, выстояв в праведности своей».
Ведь тот, кто способен сохранить свою праведность и цельность, душевное спокойствие и веру в самые тяжелые периоды жизни, сможет сохранить «единство личности» и тогда, когда достигнет величия, став в Египте вторым после фараона. (Лэламедха)
[i] Радин — ныне Радунь в Белоруссии. Там находилась знаменитая ешива Хафец Хаима — раби Исраэля-Меира бар-Арье-Зэева а-Коэна Кагана (5598-5693 / 1838-1933, Белоруссия, Литва, Польша) — выдающегося законоучителя и праведника, духовного лидера своего поколения.
[ii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его