Темы: Симхат Тора, Оцарот, Чтение для детей, Богобоязненность, Рассказы
В молитве, которую читают в Шабат Мэвархим[i], произносят: «Да будет воля Твоя, Господь, Б-г наш и Б-г отцов наших, на то, чтобы возобновить нам этот месяц для добра и благословения. И даруй нам жизнь долгую, жизнь мирную, жизнь добрую, жизнь благословенную, жизнь в достатке, жизнь в крепости телесной…» (Нусах Ашкеназ).
А потом продолжают: «…жизнь, когда бы в нас пребывала любовь к Торе и трепет пред Небесами».
Вопрос: разве не следовало начать молитву с этой последней просьбы? Это ведь первое, о чем следует просить: «Отец, пожалуйста, дай нам жизнь, в которой у нас будет любовь к Торе и трепет перед Небесами!» Зачем же помещать такую просьбу в конец молитвы?..
Это нам поможет понять следующая поучительная история:
Один еврей ощутил недомогание. Он пошел к врачу, тот обследовал его и выписал лекарство, предупредив:
— Принимайте препарат, точно следуя инструкциям, и тогда, с Б-жьей помощью, увидите улучшение.
Больной зашел в аптеку, купил лекарство… Но и спустя неделю не заметил никакого улучшения. Он снова пришел к врачу и заявил:
— Вы обещали, что в течение нескольких дней наступит улучшение, но ничего подобного не произошло!
Врач решил проверить, как пациент принимает лекарство. А проверив, сказал:
— Господин, я ведь не просто так сказал вам следовать инструкциям. Первая инструкция: встряхивать пузырек с лекарством перед употреблением. А вы не встряхивали. Обратите внимание: весь экстракт остался внизу, на дне. А вы целую неделю принимали воду, которая находится сверху. Как же вы хотите выздороветь?
В этом и ответ на наш вопрос. Любовь к Торе и трепет пред Небесами упоминаются в конце молитвы, «на дне». Они подобны экстракту, который нужно как следует «перемешать» со всей нашей жизнью, всеми ее областями.
«Благословение» — с любовью к Торе и трепетом пред Небесами; «жизнь в достатке» — с любовью к Торе и трепетом пред Небесами; «жизнь в крепости телесной» — с любовью к Торе и трепетом пред Небесами.
Без этого вся жизнь не имеет смысла. Здесь источник, здесь «экстракт», а без него — никакой жизни!
Следующая история — про молитву об успехе в изучении Торы:
У почтенных супругов, все сыновья которых были знатоками Торы, уже в достаточно позднем возрасте родился еще один сын. К несчастью, у него были очень большие проблемы с учебой.
Когда он пошел в талмуд-тору (младшую школу), оказалось, что его память «не держит» буквы. Ему было очень тяжело читать, и он не понимал ничего из того, что изучали в классе.
Чего только ни делали родители… Они молились на могилах праведников, постились, изыскивали чудесные средства, раздавали милостыню, просили благословения мудрецов, принимали на себя различные обязательства перед Всевышним.
Кроме того, естественно, они нанимали сыну лучших педагогов. И сын, действительно, понемногу продвигался. Он всё еще сильно отставал от сверстников, но настроен был решительно. А родители молились за него, проливая слезы.
В восьмом классе он уже начал понемногу сам понимать Гмару, но без комментариев Раши[ii] и Тосафот[iii]. Он поступил в ешиву для младших, где продолжал заниматься с частными преподавателями и кое-как оставался в теме занятий.
Однако в ешиве для старших произошел обвал: он вообще не смог вписаться в учебные рамки. Мальчик сидел часами, но ему стоило огромного труда понять даже одну строчку в Гмаре. Несмотря на всю помощь, которую организовали ему родители…
Через какое-то время глава ешивы понял, что так дальше продолжаться не может. Посоветовавшись с великими мудрецами поколения, он обратился к родителям юноши и порекомендовал следующее: пусть по утрам их сын изучает Пятикнижие, а в оставшееся время может работать переплетчиком в ешиве.
Пусть раскладывает книги в конце дня, а заодно моет стаканы на кухне. Глава ешивы объяснил, что если так организовать учебный процесс, мальчик сможет оставаться в рамках учреждения.
Такая учеба, как сейчас, слишком трудна для него и может привести к личному кризису. Вот почему так важно подыскать для него подходящее занятие. И лучше сделать это немного заранее, чтобы он почувствовал хоть какое-то удовлетворение от своей деятельности и не сломался окончательно.
Отец, который давно уже не надеялся, что сын сможет нормально учиться, подумал и согласился. Но мать разрыдалась:
— Я столько молилась, как же теперь можно от всего отказаться?!
Впрочем, глава ешивы был полон решимости и не позволил чувствам повлиять на свое решение.
Он сказал матери юноши:
— В будущем он сможет стать «Зевулуном»[iv] — поддерживать Тору и помогать растить новое поколение мудрецов. У каждого своя задача в жизни…
Вопрос был решен. Они позвали парня и сообщили ему о его новом расписании и обязанностях. Но мать не отчаивалась и продолжала молиться.
Парню и самому было нелегко принять этот новый путь. Каждое утро он рано вставал и прочитывал всю книгу Тэилим (Псалмов). Затем в благословении «Ты возлюбил нас любовью великой…»[v] он молил Всевышнего открыть его разум Торе и помочь стать талмид-хахамом (знатоком Торы).
Спустя несколько недель, переплетая книги, он обратил внимание на объявление в газете, лежавшей поблизости: «Готовы бесплатно отдать плеер тому, кто будет хотя бы час в день слушать урок Торы». В ту пору плееры были гораздо дороже, чем сегодня. Парень решил позвонить по тому номеру и попросить прислать плеер.
Через два дня он получил его и стал искать уроки Торы, чтобы загрузить их. Ему попались лекции одного раввина, которого он в прошлом любил слушать, и он загрузил себе уроки по всему трактату Брахот.
Начал слушать и, к своему удивлению, прекрасно всё понял. В тот момент он решил: чтобы не спугнуть успех[vi] в этом новом начинании, он никому не станет о нем рассказывать.
Так в первый день он постиг три листа Гмары, включая комментарии Тосафот. Да у него еще возникло несколько вопросов, которые он записал на листочке. Впоследствии выяснилось, что все его проблемы с учебой вытекали из проблемы с чтением.
На самом деле у него был острый и гибкий ум, но процесс чтения путал его, мешая понять материал. В наше время эту проблему называют дислексией. Детям, подросткам и взрослым людям с дислексией трудно различать буквы и слоги, воспринимать их по порядку как единый поток, складывающийся в предложения и т.д.
Им всегда трудно учиться с помощью чтения, они читают гораздо хуже, чем ожидается от других людей в их возрасте. Но в те времена эту проблему еще не умели распознавать и не умели с ней справляться.
Вечером, раскладывая книги, он посмотрел комментарии и понял, что сам додумался до того, о чем пишет Рашба[vii] и другие ранние комментаторы[viii]. В течение трех последующих лет он продолжал упорно трудиться над постижением Торы — с помощью своего плеера.
Через три года закончил изучение всего Талмуда, включая толкования ранних и поздних комментаторов к нему. И всё это он тщательно скрывал от окружающих. Его знали как парня, который занимается переплетным делом и уборкой и ничего не понимает за пределами своей работы.
Однажды в начале недели перед тем, как дать общий урок, глава ешивы почувствовал, что у него что-то вроде «наваждения»: он никак не может до конца понять раздел Талмуда, который предстоит преподавать.
А переплетчик в тот момент мыл стаканы на кухне. Он услышал, как глава ешивы обсуждает с одним раввином проблему, с которой столкнулся в изучении.
— Если у меня не будет на это ответа, — добавил глава ешивы, — весь подготовленный мною урок ничего не стоит.
А у парня как раз был на это блестящий ответ — в соответствии с комментарием Тосафот в трактате Звахим. Он долго сомневался, но в конце концов решил помочь главе ешивы. И тихо прошептал ему правильный ответ.
Вначале рав даже не понял, чего хочет этот ученик. Но тот продолжал стоять на своем, они вместе открыли Тосафот — и трудный раздел стал понятен.
Глава ешивы был потрясен…
— Откуда ты это узнал? — спросил он юношу.
Тот поведал ему свой секрет — при условии, что глава ешивы никому его не откроет.
Раввин начал понемногу обсуждать с ним другие учебные темы и убедился, что парень прекрасно соображает и много знает. Они решили учиться вместе, в хевруте. Так глава ешивы узнал, что переплетчик стал серьезным талмид-хахамом, да и его личные качества вызывали немалое уважение.
Через три месяца вся ешива была в шоке. Ученики узнали, что глава ешивы выдает свою дочь… за переплетчика. Люди просто отказывались в это верить.
На вечерней трапезе глава ешивы провел процедуру разрешения обетов[ix] и с согласия жениха поведал присутствующим всю эту историю. Мать этого юноши — в награду за свою незыблемую веру в Творца, за то, что не прекращала молиться, за свои слезы — удостоилась того, что ее сын достиг такого удивительного успеха. (Меа у-Шнаим Сипурим)
[ii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[iii] «Тосафот» — буквально означает «дополнения». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.
[iv] Заповедь изучения Торы лежит на всех евреях, но не у всех есть возможность учиться. Между коленами Иссахара и Зевулуна был договор: колено Иссахара изучало Тору, а колено Зевулуна занималось торговлей и отдавало половину заработка Иссахару — поэтому половина награды за учебу Иссахара принадлежала Зевулуну. До сих пор заключаются «договоры Иссахар-Зевулун», согласно которым одна сторона изучает Тору, а вторая обеспечивает материальную поддержку, поэтому заслуга изучения Торы принадлежит обеим сторонам в равной мере.
[v] Благословение перед утренним «Шма», где есть такие слова: «Сжалься над нами и дай нашему сердцу способность понимать и постигать Тору Твою, внимать словам ее, учиться и обучать ей… Пусть будут ясны нам слова Учения Твоего…»
[vi] Сказали наши мудрецы: «Благословение присутствует только в том, что скрыто от глаза» (Таанит 8 б).
[vii] Раби Шломо бен-Авраам Адрет (Рашба или Рашбо, 4995-5070 / 1245-1310, Барселона) — крупнейший законоучитель, комментатор Талмуда. Занимая официально пост раввина Барселоны, раби Шломо бен-Авраам фактически играл роль главного раввина Испании.
[viii]Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.
[ix] Переплетчик, как мы помним, дал обет никому не рассказывать о том, что он нашел способ продвигаться в учебе и теперь успешно учится.
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?