Темы: Экев, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Господа, Б-га твоего…» (Дварим 8:10).
Автор «Сефер Харедим»[i] пишет: «Существует предписывающая заповедь — произносить благословение после вкушения пищи, как сказано: “И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Господа, Б-га твоего…” И следует читать это благословение спокойно и громким голосом, с сердечной радостью, как сказано: “А Боаз поел и попил, и стало у него хорошо на сердце…” (Рут 3:7). Объясняется, что слова “стало у него хорошо на сердце” означают благословение после еды».
А в «Сефер а-Хинух»[ii] сказано, что ее автор узнал такое правило от своих учителей: к каждому, кто скрупулезно выполняет заповедь благословения после еды, пропитание приходит в достойной форме во все дни его жизни.
Р. Йосеф был владельцем маколета (бакалейной лавки) в Иерусалиме. Весь квартал знал праведного р. Йосефа. Покупателям было известно, насколько этот человек честен и богобоязнен. Но была у него еще одна особая черта: крайне бережное отношение к хлебу.
Каждое утро, когда в магазин прибывала новая партия выпечки, он помещал хлеб в закрытый шкаф. Иногда с хлеба падают крошки — но только не в магазине у р. Йосефа. Он был чрезвычайно внимателен к этому, и ни одна крошка не ускользала от него. Он берег хлеб как зеницу ока.
Тот хлеб, который оставался непроданным, он упаковывал в пакет и передавал на корм птицам. Даже у покупателей просил: если у вас остаются корки хлеба, несите мне, я о них позабочусь.
Люди не знали, почему р. Йосеф так трепетно относится к хлебу, почему дорожит каждой крошкой. А он всегда говорил аврехам[iii]:
— Знаете, отчего люди беднеют? Почему им так тяжело достается пропитание? Потому что они пренебрегают хлебом. Проявите уважение к хлебу — и удостоитесь высокого достатка и благополучия. Гмара говорит, что каждый, кто бережно обращается с хлебом, заслуживает богатства, а кто пренебрегает им — нищает.
Однажды в тот квартал переехал новый аврех, раби Нахум Лейбович. Он захотел выяснить, в чем секрет р. Йосефа-бакалейщика, почему тот так трепетно относится к хлебу.
Пришел в магазин, положил в корзину яйца, молоко и хлеб. Дойдя до кассы, выложил товары на прилавок, а хлеб поместил с краю. Кладя продукты в сумку, намеренно толкнул хлеб, и тот упал на пол. Р. Йосеф тотчас бросился на помощь, воскликнул:
— Ой! Что вы делаете?! Хлеб упал!
Тогда аврех спросил:
— Реб Йосеф, что такого случилось? Это же просто хлеб…
— «Просто хлеб»?! Вы даже не знаете, что такое хлеб! Его надо сразу поднять! — возмутился р. Йосеф.
— Скажите мне, пожалуйста, между нами: в чем причина такого вашего отношения к хлебу? — спросил раби Нахум.
— Если бы вы знали мою историю, то относились бы к нему еще бережнее, — был ответ р. Йосефа.
— И что это за история?
— Что ж, сейчас в магазине спокойно, покупателей нет, так что я вам расскажу.
И вот что рассказал бакалейщик авреху:
В 5676 (1916) году в Иерусалиме был голод. Это было в конце турецкого владычества, турки уже потеряли контроль над многими местностями в Стране Израиля. Иерусалим всё еще оставался в их руках, но положение был ужасным. Его трудно даже описать, люди буквально умирали от голода.
В то время в городе жила семья Темплер. Родители умерли, оставив трех дочерей-сирот. Их звали Шошана, Ривка и Шуламит.
Старшая, Шошана, была портнихой и работала на турецкую армию. Она шила военную форму для солдат и кормила сестер благодаря своему заработку. А еще она приносила с работы солдатскую еду.
Но в конце концов Османская армия совершенно утратила контроль. Им уже не требовались работники, и Шошану уволили. Ситуация в доме стала стремительно ухудшаться, еды не было… Младшая сестра, Шуламит, заболела, она опухала от голода. Шошана отправилась на поиски пищи, но ее нигде не было.
А Ривка видела, как ее сестра лежит на полу в забытьи, и не знала, как ей помочь. Она взяла тряпку, пропитала водой и поместила сестре в рот, но это не помогло. Вода никак не могла стать заменой пищи.
Шошана же не могла найти ничего съедобного, ни крошки. Вдруг она вспомнила, что в Иерусалиме когда-то была пекарня, которую давным-давно закрыли. И подумала: «Пойду туда, может, найду кусок хлеба».
В пекарне не было ни души, владелец давно уехал. Шошана принялась искать в темноте, открывала ящики — и вдруг нащупала сухую буханку хлеба. Она бежала с этой буханкой домой, где практически умирала от голода ее сестра Шуламит…
Отломив хлеб, она смочила его водой, размягчила и маленькими кусочками стала класть в рот сестре.
Почувствовав вкус хлеба, Шуламит Темплер начала — еле-еле — жевать и глотать эти кусочки. Жизнь возвращалась к ней. Таково было ее чудесное спасение. Постепенно она выздоровела и сумела пережить этот период. Позже она построила семью в народе Израиля, и у нее родился сын. Кто же этот сын? — Я.
Так сказал р. Йосеф-бакалейщик. И продолжил:
Я и есть сын Шуламит Темплер, едва не умершей от голода. А спасла ее от смерти высохшая буханка хлеба.
В заключение р. Йосеф спросил авреха:
— Теперь вы понимаете, почему я так трепетно отношусь к каждому кусочку хлеба и ничего не выбрасываю? Почему я забочусь о каждой крошке?
Раби Нахум Лейбович был чрезвычайно взволнован этой историей. Он сказал:
— Остался у меня один вопрос к вам, реб Йосеф. Гмара ведь говорит, что каждый, кто бережно относится к хлебу, удостаивается богатства. Как же получается, что вы всё еще работаете в магазине? Вам пора было уже стать великим богачом в награду за такое уважение к хлебу!
— А что вы думаете, богач — это только тот, у кого много денег? — улыбнулся р. Йосеф. — Сказано, что по-настоящему богат лишь тот, кто радуется своей доле (Авот 4:1).
На этом они расстались. Последний ответ бакалейщика не совсем удовлетворил раби Нахума, у него остался вопрос. Он ощущал какую-то незавершенность. Но вскоре Б-г послал ответ на вопрос раби Нахума.
На той же неделе р. Йосеф впервые в жизни купил лотерейный билет. Вписал в клеточки шесть цифр — и выиграл! Он «угадал» цифры и обрел большое богатство. Почему? Видимо, Всевышний не хотел, чтобы вопрос, заданный раби Нахумом оставался открытым.
Пусть знают, что каждый, кто бережен с хлебом, удостаивается богатства! (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Элазар бар-Моше Азкари (Сефер Харедим, 5293-5360 / 1533-1600, Эрец-Исраэль) — выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт. Ученик раби Йосефа Каро и Аризаля, автор знаменитого субботнего гимна «Йедид Нэфеш». Его основной труд, «Сефер Харедим» («Книга трепещущих») — комментированный перечень заповедей. В этой книге заповеди разделены на группы в соответствии с теми органами тела, которые ответственны за их выполнение: «заповеди сердца», «заповеди уст», «заповеди рук» и т.д. Книга содержит также множество наставлений и практических рекомендаций, позволяющих достичь более высокого уровня в служении Всевышнему. В самом авторитетном современном кодексе Мишна Брура (156:1:4) указано, что «каждому человеку следует изучать “Сефер Харедим” и быть сведущим в ней, поскольку ее автор обобщил все перечни заповедей, составленные в предыдущих поколениях, — а точное знание заповедей приводит к их выполнению».
[ii] «Сефер а-Хинух», «Книга Воспитания» — свод, содержащий все 613 заповедей Торы и толкования к ним. Заповеди расположены в порядке недельных разделов Торы, параллельно приводятся законы, принятые мудрецами на основании этих заповедей. Книга издана анонимно, из текста можно заключить только, что автор жил в 13 веке в Барселоне и происходил из левитов. Многие ученые на основании анализа текста предполагают, что труд составлен известным сефардским мудрецом раби Аароном а-Леви, учеником Рамбана.
[iii]Аврех — сегодня так называют женатого человека, который полностью посвящает себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении для женатых мужчин — колеле. Слово «аврех» — из Пятикнижия: так возглашали перед колесницей Йосефа, оказывая ему почет, когда фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит 41:43).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский