Темы: Оцарот, Еврейская молитва, Чтение для детей, Рассказы
«…вот народ отдельно живет и между народами не числится» (Бемидбар 23:9). Во все времена народ Израиля старался сохранить свою «отдельность», подобно маслу, которое всплывает над водой. Евреи не «смешивались» с другими народами, не вступали в смешанные браки.
К сожалению, в наше время в еврейских диаспорах — кризис смешанных браков: реформистских и гражданских. Самые высокие проценты ассимиляции — в США.
В одну из своих поездок в США гаон раби Мордехай Элияу[i] остановился у одного из очень богатых людей тамошней общины. И заметил, что человека этого что-то гложет, что у него тяжело на сердце…
Раввин попытался разговорить гостеприимного хозяин, но тот уходил от ответа:
— Мне стыдно говорить об этом, к тому же не хочу напрасно расстраивать рава…
Раби Мордехай ответил:
— Наоборот, царь Шломо сказал: если есть тревога на сердце человека, пусть расскажет о ней (см. Мишлей 12:25 и комментарии к этому стиху). Расскажите, и вам полегчает.
— У меня единственный сын, — начал свой рассказ хозяин. — Успешный и талантливый парень. Я отправил его учиться в самый престижный университет. Он не разочаровал меня, закончил учебу с отличием. Но две недели назад сообщил, что собирается жениться.
— Так в чем проблема? Слава Б-гу, что он женится! — удивился раввин.
— Я узнал, что его невеста — нееврейка, — сказал хозяин с горечью. — Значит, мои внуки не будут евреями… Как бы я смог посмотреть в глаза покойным родителям?! Ведь он отсекает весь наш род от еврейского народа! Как мне не плакать?..
И слезы потекли из его глаз.
— Вы пробовали пригласить раввина, чтобы тот поговорил с юношей? — спросил раби Мордехай.
— Все, кого мы могли просить поговорить с ним, уже поговорили, это не помогло. По-видимому, дело проиграно.
Тут как раз и сын вернулся домой.
— Скажите сыну, что я хочу поговорить с ним наедине — всего пять минут.
Отец обратился к юноше, но тот возмущенно ответил:
— Мне надоели все эти раввины, которых ты ко мне подсылаешь! Чем поможет еще один, который будет тут читать наставления?
— Прошу тебя! У меня гостит главный раввин Израиля, не позорь меня! Он попросил всего пять минут, — умолял отец.
В конце концов сын согласился — при условии, что это займет не больше пяти минут.
Сын зашел в комнату, где его ждал рав Мордехай, а отец с матерью в тревоге ожидали снаружи, шепча молитву. Они знали, что это последняя надежда. Прошло пять минут, но сын не выходил… Через двадцать минут вышел, и выражение его лица было иным, более мягким.
Произошло невероятное: он поцеловал руки отца и пообещал уйти от своей невесты.
Родители обняли его со слезами.
— Ты спас жизнь нам и всем поколениям, которые будут, даст Б-г, после нас! — говорили родители, и их голос срывался.
Затем отец спросил рава Мордехая-Элияу:
— Что я могу сделать для рава, чтобы выразить свою благодарность?
— Ничего, — ответил раввин. — Я всего лишь поговорил с юношей несколько минут.
— Это невозможно! Я не могу остаться неблагодарным! — хозяин достал чековую книжку и выписал чек на миллион долларов.
Рав поблагодарил, сказав, что высоко ценит этот поступок, но чек не взял.
— Быть может, хотя бы отдадите тогда эти деньги какой-нибудь ешиве в Израиле? — спросил хозяин.
— Вы можете сделать это и сами, — ответил раввин.
Секретарь рава, р. Шмуэль Зафрани, присутствовавший при этом, некоторое время спустя спросил раби Мордехая, почему тот отказался взять эти деньги на помощь ешиве или другие добрые дела.
И раби Мордехай Элияу объяснил:
— Прежде, чем говорить с сыном, я помолился Б-гу, чтобы мои слова проникли парню в сердце. Ведь многие уже пробовали и не смогли. И когда я увещевал его не отрезать себя от народа Израиля, он понял это и согласился. Если бы я взял деньги или хотя бы сам решил, кому их отдать, мое увещевание уже не было бы таким чистым. И кто знает, сохранило бы оно свое воздействие на юношу в его тяжелом испытании? (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Раби Мордехай Элияу (5689-5770 / 1929-2010, Эрец-Исраэль — Израиль) — главный сефардский раввин Земли Израиля (5743-5753 / 1983-1993), «Ришон лэ-Цийон», сын выдающего каббалиста раби Шломо бар-Йосефа Элияу (раби СелиманЭлияу, Керем Шломо).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его