Темы: Золотой телец, Ки тиса, Оцарот, Дерех Эрец, Чтение для детей, Рассказы
«И увидел Моше народ, что он развращен, что развратил его Аарон на посрамление пред врагами их» (Шмот 32:25).
Обычно отрывки недельных глав, которые читают в субботу, поделены не семь относительно равных частей между теми, кого вызывают к Торе. Однако с нашей главой всё иначе. Отрывки, которые читают коэн и левит, значительно длиннее остальных пяти, поскольку в этих первых отрывках говорится о грехе золотого тельца.
Только колено Леви не приняло участия в этом грехе. И поскольку наши мудрецы не хотели позорить остальные евреев, которых вызывают к Торе, когда читают раздел, где сказано, как их предки нарушили повеление Б-га, для них выделили лишь небольшие отрывки.
Это показывает нам, как важно остерегаться обидеть любого еврея, кем бы он ни был. Ведь прошли уже тысячи лет с тех пор, как был создан телец, и понятно, что еврей, вызванный сегодня к Торе, в том грехе не участвовал. Однако предки его предков это сделали, и потому наши мудрецы позаботились о сохранении достоинства их потомков.
Гаон раби Шломо-Залман Ойербах[i] был одним из великих знатоков Закона, а также обладал выдающимися личными качествами. Известно, что он был очень осторожен, взвешивал каждый свой шаг, чтобы не задеть и не обидеть ни одного еврея. И важно, насколько это возможно для нас, следовать его примеру.
Однажды его почтили, пригласив провести обряды Хупы и Кидушин (устроить свадьбу). Под хупой (свадебным балдахином) уже стояли два свидетеля, но раввин знал, что один из них непригоден для свидетельства[ii]. Однако раввин не хотел позорить этого человека.
Поэтому он обратился к нему и сказал:
— Послушайте, уважаемый друг! У меня болит горло, и мне трудно произносить благословения громко. Сделайте одолжение, произнесите их вы, а я буду свидетелем вместо вас.
(Ведь обряд Хупы может провести любой еврей, а свидетелем должен быть только кошерный, иначе брак не вступает в силу).
Тот человек удивился:
— Уважаемый рав, кто я такой, чтобы проводить брачную церемонию? Я никогда этого не делал.
— Нестрашно, я вас научу, — сказал раввин и показал ему благословения. За несколько минут рав Ойербах объяснил несостоявшемуся свидетелю, что нужно делать. Так свадьба прошла в соответствии с законом Моше и Израиля, и никому не пришлось испытать стыд.
Рассказывают также, как однажды рав Ойербах ехал в автобусе и неожиданно рядом с ним села женщина в нескромной одежде. Раввин почувствовал себя неловко, но не хотел проявлять неуважение к ней, пересаживаясь на другое место. Поэтому он вышел на ближайшей остановке, хотя ему было еще далеко ехать.
Он предпочел дождаться следующего автобуса, лишь бы не задевать чувства дочери Израиля.
Сказали наши мудрецы (Брахот 5а): «Если видит человек, что постигают его страдания, пусть проверит свои поступки. Если проверил (их) и ничего (дурного) не нашел, — пусть свяжет (эти страдания) с тем, что недостаточно изучает Тору».
На первый взгляд может показаться странным: почему наши учителя говорят, что сначала нужно проанализировать свои поступки и только если человек не совершил ничего плохого, ему следует связать свои проблемы с тем, что мало изучал Тору? Почему не предположить сразу, что страдания — из-за недостаточного изучения Торы?
А дело в том, что пока человек не исправил грехи перед ближними, ему не стоит связывать свои страдания с проблемами в учебе, ведь «правильное по-человечески поведение предшествовало Торе».
Иерусалимский праведник раби Арье Левин[iii] старался приблизить как можно больше евреев к их Отцу Небесному. Жена одного из евреев, которого рав Арье вернул к соблюдению Торы и заповедей, стала насмехаться над мужем и в итоге отвратила его от пути Торы.
Однажды на улице этот еврей заметил рава и сразу же перешел на другую сторону, потому что боялся, что тот увидит его без кипы. Но рав заметил его и перешел на другую сторону следом за ним. Подошел к тому человеку и тепло обнял его.
— Какая честь выпала мне — снова тебя встретить! — произнес раввин, и лицо его сияло. — Я заметил, что ты убегаешь от меня, и подумал, что, быть может, я чем-то тебя оскорбил, сам того не заметив. Поэтому поспешил к тебе, чтобы попросить прощения!
Его собеседник стал возражать:
— Да нет же, никоим образом! Вы никогда меня не оскорбляли, просто мне стало стыдно, что вы увидите меня без кипы.
Рав Арье ответил шуткой:
— Как вы видите, рост у меня небольшой, поэтому могу видеть другого еврея только до сердца, а то, что происходит у него на голове, мне разглядеть не удается. Поэтому каждый раз, когда я вас вижу, мне видно лишь сердце. (Ма Ахавти Торатха)
[i] Раби Шломо-Залман бар-Хаим-Йеуда-Лейб Ойербах (5670-5755 / 1910-1995, Иерусалим) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров прошлого поколения.
[ii] Рамбам в «Мишнэ Тора» (Шофтим, Законы свидетельства 9:1) перечисляет категории людей, чье свидетельство по Торе не принимается. Среди них, например, психически больные и др. Существует еще несколько категорий, добавленных мудрецами, например, люди, зависимые от азартных игр, заведомые лгуны и т.п.
[iii] Раби Арье Левин (5645-5729 / 1885-1969, Белоруссия, Эрец-Исраэль — Израиль) с 1917 года до конца жизни был «машгиах рухани» (духовный наставник, инспектор) в иерусалимской талмуд-торе (религиозная школа для мальчиков) «Эц Хаим». Все, кто его знал, рассказывают о его необыкновенной праведности. Материальная сторона собственного существования почти не занимала его. И любой человек всегда мог рассчитывать на его совет и помощь. Но если рав Арье и гордился чем-то в своей деятельности, то — тем, за что прозвали его «отцом заключенных». Он начал посещать еврейских заключенных в 1927 году. Это были, в основном, люди, осужденные английскими властями. Чем больше беспорядков учиняли арабы, тем сильнее стягивали англичане узел на шее евреев. В ответ на это еврейские подпольные организации — «Пальмах», «Хагана» и «Иргун» — действовали еще активнее. В результате многие подпольщики оказались за решеткой. Он никогда не пытался навязать им свои взгляды. И завоевал их доверие и любовь теплом, искренностью, уважением и добрым отношением к ним. Заключенные-арабы завидовали своим еврейским сокамерникам — осторожные, холодные визиты муфтия не шли ни в какое сравнение с визитами рава Левина.
Случалось ему выступать и в роли адвоката, особенно — когда надо было помочь осужденным на смертную казнь. «Никто из нас не знает, насколько высок духовный уровень этих мучеников», — сказал он как-то о Дове Гронере, Моше Барзани и Меире Файнштейне, которых не удалось спасти…
«Благодарю Всевышнего, что открыв передо мной двери камеры № 48 — двери в неизвестность за решеткой, Он послал мне Своего ангела», — писал один из заключенных.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский