«И говорил Б-г с Моше, и сказал ему: Я Господь» (Шмот 6:2).
В чем смысл этих слов Б-га, обращенных к Моше? Понять их нам поможет следующая история.
Это произошло много лет назад, в 1989 году. Еврейская семья, уезжавшая из Лондона в США, ожидала такси, которое должно было отвезти их в аэропорт. Водитель такси, в прошлом живший в Израиле, подъехал вовремя.
Но не прошло и нескольких минут от начала поездки, как послышались странные звуки. Выяснилось, что одна из автомобильных шин повреждена. Водитель остановился на обочине, чтобы заменить эту шину на запасную. Конечно, это привело к существенной задержке.
Члены семьи опасались опоздать на рейс, их беспокойство росло с каждой минутой. Но через час вновь раздался странный звук. Трудно поверить, но это снова была шина, на этот раз другая.
Теперь уже у водителя не было запасной шины, ему оставалось только взять пострадавшее колесо и отправиться в ближайшую мастерскую, которая оказалась на удивление близко — всего в десяти минутах ходьбы.
Тем временем члены семьи смотрели на часы, понимая, что теперь уж точно опоздают. Они попытались поймать другое такси, но безуспешно… Всё выглядело как «проделки дьявола»: ни одно такси не проехало за это время по обычно оживленному шоссе!
Не видя иного выхода, они ждали возвращения водителя, который, по всей видимости, недопустимо легкомысленно относился к своим обязанностям.
— Очевидно же, что шины с самого начала были в плохом состоянии. Ведь трудно себе представить, чтобы две шины повредились просто так в течение одной поездки! — говорили они.
Через некоторое время водитель вернулся, держа в руках исправное колесо, и поездка продолжилась. Пассажиры старались сохранять положительный настрой, не представляя себе, что приключения еще не закончились.
Внезапно послышался скрежет тормозов, а затем — удар. Грузовик, ехавший впереди, резко затормозил, несколько каменных плит из его кузова упали на капот такси, разбив стекло.
Понимая, как важно его пассажирам вовремя успеть в аэропорт, водитель согласился, несмотря на повреждения, ехать дальше. Однако перед этим всё же вышел и переговорил с водителем грузовика. Ему нужно было получить всю информацию, необходимую для того, чтобы страховая фирма оплатила ущерб. Это заняло около двадцати минут.
Был ли еще шанс приехать вовремя и успеть на самолет? Мнения членов семьи разделилось. Водитель очень сочувствовал им, хотя и знал, что сам никоим образом не виноват в случившемся.
Желая всё же помочь клиентам, он решил объехать тот участок шоссе, где движение было очень медленным, по другой дороге, которой в обычное время разрешалось пользоваться только срочным службам. Так он надеялся сэкономить несколько минут, доставив пассажиров вовремя.
Хотел помочь, а вышло наоборот. Через короткое время раздался полицейский сигнал: дорожная полиция требовала, чтобы водитель остановился на обочине. Обычным машинам ездить по этой дороге, как мы помним, запрещалось, и сотрудник полиции выписал таксисту штраф на немалую сумму.
Для семьи, которая не теряла надежды попасть на свой рейс, штраф был меньшим злом, чем задержка. Но мольбы пассажиров и водителя не помогли. Полицейский, выписывая штраф, задержал их на целых десять минут.
Наконец, после всей этой «нереальной» поездки, семья прибыла в аэропорт. Но… заходить туда уже не имело смысла. На всякий случай отец семейства подошел к стойке информации, где услышал ожидаемый ответ: «Самолет уже взлетел».
Что теперь делать? Возвращаться домой? Члены семьи стояли в смятении, но таксист пришел им на выручку. Задействовав личные связи, он организовал им место на другом самолете, который должен был вылетать немного позже. За это потребовалось доплатить, но всё же это было решением проблемы и «минимизировало потери».
Семейство подхватило свой багаж и рассталось с водителем, даже не поблагодарив его. Они были убеждены, что его усилия помочь им не компенсируют причиненный вред. Водитель тоже ничего не сказал. Он понимал их чувства — и просто поехал обратно, даже не потребовав оплатить поездку.
По дороге водитель слушал новости, и вдруг — шок! — диктор сообщил, что самолет, вылетевший из Лондона в США, потерпел катастрофу… Он назвал рейс. Не оставалось места для сомнения: это было тот самый рейс, на который хотели попасть его пассажиры.
При крушении никто не выжил, все пассажиры погибли. Если бы эта семья успела на свой рейс, она разделила бы ту же участь. Лишь благодаря невероятной цепочке досадных происшествий, выглядевших как «проделки дьявола», их жизнь была спасена. Это были не козни нечистого, а настоящее чудо спасения!
Иногда происходят события, которые кажутся нам «несправедливыми» и непереносимыми. Но это наше восприятие обусловлено тем, что мы не видим всей картины. Если бы мы могли ее видеть, то знали бы, что всё — к лучшему и что «совершенно деяние Его» (Дварим 32:4).
Отсюда и ответ на наш вопрос. В конце предыдущей недельной главы сказано (Шмот 5:22): «И обратился Моше к Господу, и сказал: Владыка!Для чего Ты сделал такое зло этому народу, зачем послал Ты меня?»
Моше Рабейну говорил о том, что немедленным следствием его деятельности стало ухудшение положения евреев, утяжеление условий рабства. Поэтому Всевышний ответил ему: «Я Господь».
Что же это за ответ?
Буквы Имени Б-га указывают на то, что Он «был, есть и будет». Ответ Всевышнего на слова Моше можно понять следующим образом: «Ты, Моше, видишь только настоящее. И оно действительно кажется плохим. Но Я пребываю еще и в прошлом, и в будущем. Я вижу весь процесс. Поэтому знаю, что нет тут никакого зла, но одно лишь благо».
И мы, если задумаемся, убедимся, что тяготы рабства послужили на благо народу Израиля. Ему необходимо было пройти через длительное рабство, чтобы «утончиться» и очиститься — и так подготовиться к принятию святой Торы.
Так что Всевышний «сделал такое зло» народу Израиля только ради его блага: это помогло евреям удостоиться дарования Торы. (Лэламедха)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский