«Пойди, собери старейшин Израиля и скажи им: Господь, Б-г отцов ваших, явился мне, Б-г Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: вспомнил Я о вас и (увидел) то, что делается с вами в Египте» (Шмот 3:16).
В мидраше Шмот Рабба (3:8) сказано: «“Пойди, собери старейшин Израиля” — старейшины всегда помогают народу Израиля подняться… ибо всякий, кто спросит совета у мудрецов, не потерпит неудачи».
Что означают слова «всегда помогают… подняться»? Как это выглядит на практике?
Следующая история поможет нам прояснить это.
В один прекрасный день в еврейскую общину Минска пришел безумный человек, одетый в потрепанную рваную одежду. Его поведение было странным, как и его речь. Кто он такой, откуда пришел и куда направляется, — он держал в строгой тайне. Да и вообще говорил немного.
Окружающие могли с уверенностью сказать о нем лишь одно: этот человек не был похож на других.
Постепенно по городу поползли слухи о чудесных деяниях безумца и о неясных откровениях, исходящих из его уст. Так как он окружал себя ореолом таинственности, слухи всё множились, пока все в округе не заговорили об этом странном человеке.
Все хотели понять: то ли он святой, ангел, облеченный плотью, то ли просто сумасшедший бродяга, забредший в их город. Мнения горожан разделились.
Но, так или иначе, люди начали собираться вокруг чужака. Сначала к нему приходили только отчаявшиеся и сломленные тяготами. Они приписывали ему сверхъестественную силу, и для них он был последней надеждой. Затем «подтянулись» и обычные люди — любопытствуя и желая понять, что это за явление.
А затем и знатоки Торы этого города решили побольше разузнать о страннике.
Тем временем чужак превратился в «магнит», притягивающий людей отовсюду. К нему съезжались из окрестных деревень, чтобы увидеть его лицо и получить благословение. Десятки мужчин и женщин толпились у его дверей с утра до вечера. А он дарил свои благословения с максимальной щедростью.
Постепенно выяснилось, что этот человек — искусный оратор. Он был отличным даршаном (лектором-проповедником), и все его речи были посвящены любви к Всевышнему и трепету перед Ним. Он старался отвращать людей от греха.
Иногда передавал удивительные откровения, приходившие к нему Свыше во время молитвы. В такой момент, по его словам, все мысли человека, который никогда не пятнал грехом свой разум, подобны пророчеству.
Можно сказать, что вся еврейская община Минска оказалась «в плену» у этой загадочной личности. В общине появились собственные обычаи, непохожие на обычаи предков.
Но был там один человек, который оставался равнодушным к очарованию незнакомца и сурово предостерегал минских евреев. Это был раби Хаим из Воложина[i], взор которого был чист как хрусталь. Ему достаточно было короткое время понаблюдать за незнакомцем, чтобы полностью его отвергнуть и предостеречь остальных от его влияния.
Но задача раби Хаима оказалась непростой. Масса народу уже попала под влияние чужака и не была готова усомниться в нем. Среди них оказались и некоторые уважаемые люди, утверждавшие, что раби Хаим напрасно раздувает конфликт и попусту преследует праведного и святого человека.
Но, в конце концов, исследование прошлого этого незнакомца показало, что он и в самом деле был крайне сомнительной личностью. Он не только не обладал ни малейшими познаниям в Каббале (хотя многие видели в нем каббалиста); его познания в открытой части Торы также были весьма ограниченны.
Ему уже случалось оказываться в различных неприятных ситуациях и публично осквернять Имя Небес…
Так, медленно и болезненно, мудрецам Минска удалось отдалить этого человека от общины. О том, что с ним было дальше, рассказывают по-разному: одни говорят, что он перешел в другую веру, другие — что окончательно помешался и умер в одиночестве…
Через какое-то время, когда всё выяснилось и страсти улеглись, раби Хаима из Воложина спросили, как ему удалось понять истинную суть этого человека. Ведь многие умные люди впали в заблуждение.
Ответ раби Хаима был прост:
— Согласно пути Торы, праведника сначала «открывают» мудрецы и идут за ним, а уж за мудрецами — остальной народ. А здесь было наоборот: сначала за ним пошел простой народ, в основном, отчаявшиеся, а знатоки Торы пришли после. Стало ясно, что величие этого человека — не на пути Торы. Он заблуждается и вводит других в заблуждение.
Отсюда следует важный принцип. В еврействе народ должен идти за старейшинами — мудрецами и великими знатоками Торы. А у лжецов другой путь — они сначала привлекают к себе простаков и тех, у кого нет выбора, а вслед за ними иногда впадают в заблуждение и знатоки Торы, особенно — если народ побуждает их к этому.
Здесь и ответ на наш вопрос — согласно подходу Магида из Дубно[ii]. Он говорил так:
Когда Святой, благословен Он, послал Моше Рабейну вывести народ Израиля из египетского рабства, Он послал его именно к старейшинам народа, чтобы те поверили в него и его миссию. Тогда Моше обретет и доверие всех остальных людей.
Таков прямой путь: сверху вниз — от старейшин к обычным людям. Именно это помогает народу продвигаться в правильном направлении.
В этом и заключается смысл слов: «старейшины всегда помогают народу Израиля подняться». Иными словами, любое продвижение, изменение к лучшему, полезное нововведение прежде должно быть оценено старейшинами, их святым взором.
И лишь когда они признают это правильным, весь народ пойдет тем путем, что для него проложили. (Лэламедха)
[i] Раби Хаим бар-Ицхак из Воложина (5509-5581 / 1749-1821), ближайший ученик Виленского Гаона, основатель Воложинской ешивы — «матери всех литовских ешив».
[ii] Магид из Дубно — раби Яаков бар-Зэев Кранц (5501-5565 / 1741-1804; Литва, Украина, Польша), выдающийся знатко Торы и даршан (общественный проповедник). Ученик и друг Виленского Гаона.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский