Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если человек остался верным своему слову в одном случае, значит, на него можно положиться и в других ситуациях. С другой стороны, продемонстрировав ненадежность только один раз, он показывает, что полагаться на него нельзя, ведь он может вновь обмануть.

«И сказал Паро: взойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя» (Берешит 50:6).

Гмара в трактате Сота (36 б) рассказывает: когда фараон пожелал назначить Йосефа своим заместителем, чародеи и волхвы были против: не может быть вторым человеком в государстве тот, кого продали в рабство за двадцать серебряных монет.

Фараон же заявил, что Йосеф ведет себя так, как принято у царей. Волхвы же ответили, что в таком случае он должен знать семьдесят языков.

Поэтому Свыше к Йосефу был послан ангел Гавриэль, чтобы обучить его семидесяти языкам, т.е. языкам всех народов. На следующий день фараон обратился к Йосефу на каждом из семидесяти языков, и тот ответил ему. Более того, когда Йосеф обратился к фараону на святом языке, выяснилось, что этого языка фараон как раз не знает.

Таким образом, у Йосефа было даже преимущество перед царем египетским. Фараон подумал: если об этом станет известно, Йосеф будет царем Египта вместо него. Он успокоился лишь после того, как Йосеф поклялся, что никогда не откроет эту тайну.

Когда Йосеф сказал фараону, что должен похоронить отца в Земле Кнаан, так как поклялся отцу сделать это, фараон заявил, что может освободить его от клятвы.

Но Йосеф ответил: если есть возможность отказаться от этой клятвы, то можно отказаться и от клятвы, принесенной самому фараону… Теперь у фараона не оставалось выбора, и ему пришлось позволить Йосефу исполнить клятву, данную отцу. Поэтому он сказал: «Взойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя».

На первый взгляд в этом рассказе не всё понятно. Разве так следует разговаривать с фараоном, царем Египта? Разве можно угрожать ему? Разве может так поступать Йосеф-праведник? Ответ нам поможет понять следующая история.

Гаон раби Ицхак-Элханан Спектор[i], раввин города Ковно, был известен своей широкой благотворительностью и помощью людям. Однажды он взялся помочь одному прежде состоятельному человеку, который потерял всё имущество.

Он отправился вместе с местными габаями[ii] собирать деньги для этого человека. Изначально гаон решил для себя ни в коем случае не открывать имя того, для кого он собирал деньги, чтобы не повредить его репутации.

Раби Спектор и его помощники зашли и к одному из известных богачей города. Они рассказали ему о бедственном положении того человека и попросили внести какую-то сумму. Было заметно, что хозяину дома очень любопытно, для кого собирают деньги. Он сказал раввину:

— Раби, я готов дать двадцать пять рублей на этот проект, но только при условии, что вы скажете, для кого предназначены деньги. Естественно, я обязуюсь хранить это в тайне.

Габаи выразительно посмотрели на раби Ицхака-Элханана, словно желая сказать: «Хоть мы и решили молчать, о ком идет речь, всё же двадцать пять рублей — весьма приличная сумма».

Но раби Спектор ни секунды не сомневался:

— Я не могу открыть имя этого человека! — решительно заявил он.

— Раби, я готов дать пятьдесят рублей, только скажите, о ком речь! — предложил богач. Но раби Ицхак Элханан стоял на своем:

— Не могу раскрыть!

— В таком случае предлагаю сто рублей! Я только хочу, чтобы Вы открыли мне эту тайну, а я буду хранить ее как зеницу ока! — почти умолял богач.

Но и теперь раввин не изменил своего решения:

— Я уже сказал и не откажусь от своих слов. Имя получателя останется тайной.

Услышав это, богач попросил оставить его с раби Спектором наедине. Они вдвоем вышли в соседнюю комнату, и богач излил душу перед раввином города. Оказалось, что и сам он находится в таком же положении: все говорят, что он чрезвычайно богат, но на самом деле у него огромные долги и он не знает, откуда ждать помощи.

— Я уже не раз думал обратиться к вам за помощью. Но каждый раз меня что-то останавливало. В сердце пробуждалась тревога, как бы об этой ситуации не стало известно, ведь тогда мое страдание многократно усилится. Если кредиторы узнают, что я на грани банкротства, они разом набросятся на меня. Как мне это выдержать? Но теперь я вижу, что уважаемый раввин бережет репутацию тех, кто к нему обращается, и свято хранит их тайну, я и сам готов открыть вам правду о своем состоянии и попросить о помощи».

В этот момент раби Ицхак-Элханан убедился, насколько был прав, решив хранить тайну во что бы то ни стало. В награду за его твердость Провидение принесло ему еще одну заслугу — помочь другому еврею, оказавшемуся в нужде, выручить его из беды.

Действительно, если человек остался верным своему слову в одном случае, значит, на него можно положиться и в других ситуациях. С другой стороны, продемонстрировав ненадежность только один раз, он показывает, что полагаться на него нельзя, ведь он может вновь обмануть.

Здесь и ответ на наш вопрос — согласно объяснению Рабейну Стайплера[iii].

Йосеф, конечно же, не собирался угрожать фараону. Говоря о том, что нарушивший одну клятву с легкостью нарушит и другую, он давал фараону понять, что верность Йосефа клятве — в интересах фараона. Ведь если он откажется от клятвы один раз, это станет прецедентом, который лишит клятвы их абсолютной ценности и в результате полностью обесценит их.

А поскольку прочность египетского трона зависит от клятвы Йосефа, значит, фараон первый должен быть заинтересован в том, чтобы ценность клятвы оставалась велика. Тогда он сможет чувствовать себя уверенно на троне. Таким образом, слова Йосефа были не угрозой, а прояснением интереса самого фараона. (Лэламедха)


[i] Раби Ицхак-Эльханан Спектор (5577-5656 / 1816-1896) — главный раввин города Ковно (Каунаса), один из духовных лидеров своего поколения.

[ii] Сегодня габаями зовут всех членов «совета» синагоги. Но, строго говоря, так называются те, кто собирают пожертвования (цдака) на синагогу и на нужды общины.

[iii] Рав Исраэль бар-Хаим-Перец Каневский (Стайплер, 5659-5745 / 1899-1985, Украина, Москва — служба в Красной армии, Белоруссия, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Был родом из украинского городка Горностапле (Горностаевка), отсюда и прозвище «Стайплер». Автор знаменитого труда «Кеилот Яаков», отец рава Хаима Каневского зацаль, бывшего духовным лидером нашего поколения.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше