Темы: Мир в доме, Хаей Сара, Оцарот, Чтение для детей, Шалом, Рассказы
«…и ты возьмешь жену сыну моему оттуда» (Берешит 24:7). Под словом «жену» стоит знак кантилляции[i] «твир», это слово на арамейском означает «сломанный», «сокрушенный».
Здесь можно увидеть намек на слова мудрецов (Йевамот 63а) о том, что мужчине следует «спуститься на ступень» и взять себе жену[ii]. Иными словами, мужу следует «принизить себя», чтобы исполнять желание жены и прислушиваться к ее мнению, стараясь понять ее. (Тора ми-Синай)
Об этом говорит гаон раби Мордехай Маарави[iii]: каждый раз, чтобы зайти в дом, человек опускает ручку двери. Это символично: ему нужно «опустить голову», вести себя смиренно и уступчиво, если он хочет «войти в дом», создать семью. И тогда у него будет дом, в котором царит мир.
Однажды к раввину пришла женщина и сказала:
— Я не в силах терпеть своего мужа. Он мучает меня. Очень тяжелый человек. Прошу уважаемого раввина убедить мужа дать мне гет (разводное письмо).
— Я готов выполнить твою просьбу, — ответил раввин. — Но и у меня есть к тебе просьба. Я буду давать тебе халы каждую пятницу, а ты раздавай их в честь субботы в домах бедняков нашего города — по списку, который я тебе дам. Через месяц устрою тебе гет.
Прошел месяц, но женщина так и не попросила раввина подтолкнуть ее мужа к разводу. Раввин спросил, почему она больше не поднимает этот вопрос, и женщина ответила:
— Когда я ходила по домам бедняков, то поняла, в каком ужасном страдании могут жить люди. И осознала, что мои проблемы не так уж велики… (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Знаки кантилляции (таамэй а-Микра), которыми снабжен текст Торы, выполняют функции нот, знаков препинания и ударения (см. пример), а мудрецы выводят из них и комментарии к тексту Торы. Масора, т.е. традиция о том, как следует писать и читать текст Торы, была получена на Синае, см. историю ее сохранения и передачи.
[ii]נחית דרגא ונסיב איתתא — согласно объяснению Раши, речь здесь идет о том, чтобы брать жену из семьи, чье социальное положение «ступенью ниже», чем социальное положение мужа, иначе жена будет недовольна мужем. Но есть и другие объяснения, см. в тексте.
[iii] Раби Мордехай бар-Шломо Маарави (5705-5768 /1945-2008, Сирия, Израиль) — один из основателей ешивы «Биркат Йосеф» в Бней-Браке, в течение десятилетий был там раввином и преподавателем. Специалист по семейным законам, представлявший клиентов в раввинском суде (טוען רבני). Автор книги «Гдулат Мордехай».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.