Темы: Ки таво, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«…возьми из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь, Б-г твой, дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое изберет Господь, Б-г твой, чтобы пребывало там имя Его» (Дварим 26:2).
Мишна (Бикурим 3:8) говорит, что богатые приносят первые плоды в золотых и серебряных корзинах, а бедные — в корзинах, сплетенных из веточек ивы, очищенных от коры. В Гмаре (Бава Кама 92) объясняется, что как раз корзины бедняков, сплетенные из веточек, оставались в распоряжении коэнов вместе с плодами, которые там лежат.
Получается, что бедняк, принесший первые плоды своего урожая в Храм, возвращался домой с пустыми руками, ведь даже эту скромную корзину у него забирали!
На это Гмара отвечает: здесь и нужно искать источник народной пословицы «Вслед за бедным идет бедность». Т.е. бедность «привязывается» именно к бедным.
На первый взгляд это вызывает недоумение: разве в этом суть бедности? А если бы тот бедняк приносил обратно домой свою простую корзину, неужели он стал бы от этого богаче?
Ответ нам поможет понять следующая история.
Во время визита гаона раби Аарона-Лейба Штейнмана[i] в США в 5758 (1998) году он, среди прочего, посетил и городок Лейквуд в Нью-Джерси, где находится знаменитая Лейквудская ешива. Глава ешивы — раби Малкиэль Котлер, внук раби Аарона Котлера[ii].
Раби Аарон-Лейб был приглашен домой к раби Малкиэлю, где, к своему удивлению, обнаружил в шкафу с серебряной посудой пару старых туфель. Это выглядело настолько странно, что что раби Аарон-Лейб решил поинтересоваться у хозяина дома, что это значит. И тот рассказал:
Дело было в годы первой мировой войны. Мой дед, гаон раби Иссер-Залман Мельцер[iii], закрыл ешиву в городе Клецк, заявив, что не может брать на себя ответственность за судьбу учеников в период войны и нестабильности. Он велел всем юношам из ешивы разъезжаться по домам.
И, действительно, ученики разъехались, но когда один из них пришел домой, его мать удивилась и спросила:
— Почему ты вернулся?
— Раби Иссер-Залман отправил всех учеников обратно, так как он не может поручиться за их безопасность в такое время, — объяснил парень.
А она с горечью воскликнула:
— Вот как?! Да разве же здесь более безопасно, чем в ешиве? Наоборот! В ешиве ты в большей безопасности, поскольку святая Тора защищает и спасает. Я требую, чтобы ты немедленно вернулся в ешиву и продолжал учебу!
Сын готов был выполнить повеление матери, но у него не было денег, чтобы вернуться. Впрочем, и этот аргумент не впечатлил мать:
— Нет денег ехать — иди пешком!
Парень отправился в путь «на своих двоих» и прошел сотни километров, что заняло несколько дней.
Добравшись, наконец, до Клецка, он сразу отправился к главе ешивы и заявил:
— Раби! Я пришел изучать Тору!
Услышав историю юноши, раби Иссер-Залман был так впечатлен его самоотверженностью и самоотверженностью его матери, тем, что парень шел дни и ночи, лишь бы вернуться в ешиву, что сразу провозгласил:
— Хочу купить у тебя эти туфли, в которых ты шел, не жалея сил, ради изучения святой Торы!
— Это и есть те самые туфли, которые Вы здесь видите, — закончил свой рассказ раби Малкиэль.
И добавил:
— А знаете, кем был тот парень? Это был не кто иной, как гаон рав Элазар-Менахем Ман Шах[iv]. С тех пор он тяжело трудился, пока не превратился в великого мудреца поколения и не встал во главе знаменитой ешивы Поневеж. Я держу эти туфли на виду, рядом с серебром, чтобы они напоминали мне и всем посетителям моего дома, куда может привести нас великое усилие, совершенное ради Торы.
Отсюда ясно, что предмет, который является свидетельством духовного обретения и напоминанием о нем, может послужить источником вдохновения для тех, кто его видит.
Теперь понятен и ответ на наш вопрос. Сформулируем его в соответствии с объяснением Адмора, автора книги «Пней Менахем»[v].
Для каждого, кто удостаивался принести первые плоды в Храм, это становилось моментом невероятного духовного подъема.
Представьте себе: живет еврей, занимается сельским хозяйством в одной из местностей Страны Израиля, вдали от Иерусалимского храма — места пребывания Шхины (Б-жественного присутствия).
Все свои дни он проводит между хлевом и полем, заботясь то о корме для скота, то о распахивании земли, посеве, посадках и выполнении других сельскохозяйственных работ.
И вот он удостаивается совершить паломничество в Храм, своими глазами увидеть коэнов и левитов во время их служения, приобщиться к их вдохновению и испытать Б-жественное «воздействие», «изобилие» (шефа).
Он вручает коэну плоды своего урожая, коэн берет их из его рук и приносит в дар Всевышнему. Понятно, что это пробудит в душе земледельца чувство святости, неповторимого счастья. Как он может «сохранить» эти мгновения, когда вернется домой, в свое поселение, к своей работе?
Богатые уносили с собой золотые и серебряные корзины, в которых были доставлены плоды. Конечно, возвращаясь домой, они ставили эти корзины на видное место, чтобы в любой момент иметь возможность мысленно «вернуться» туда и восстановить для себя что-то из того, что они пережили в Иерусалимском храме.
Совсем иное дело — бедняки, оставлявшие свои корзины коэнам. Они возвращались домой «с пустыми руками», без духовного заряда. То, что они пережили в Храме, испарялось из их сознания…
Это и есть та бедность, которая идет вслед за бедняком. Речь идет не о материальных потерях людей, оставшихся без своих плетеных корзин, а о потере того уникального чувства, которое они испытали в Храме. Об этом действительно можно сказать, что к бедняку «привязывается» бедность… (Лэламедха)
[i] Раби Аарон-Йеуда-Лейб Штейнман (5675-5778 / 1913-2017, Белоруссия, Швейцария, Земля Израиля — Израиль) — мудрец Торы, духовный лидер последнего поколения. Один из глав знаменитой ешивы Поневеж, также руководил ешивами «Гаон Яаков» и «Орхот Тора». Оказал огромное влияние на развитие еврейской жизни как в Израиле, так и в диаспоре, в том числе и среди русскоязычных евреев. В 2000 году рав Штейнман стал почетным президентом московской ешивы «Торат-Хаим». Один из основателей организации «Толдот Йешурун». Всегда подчеркивал, что важнейшая заповедь нашего поколения — возвратить свет Торы русскоязычному еврейству. К нему ежедневно приходили сотни людей, чтобы посоветоваться. Несмотря на преклонный возраст и усталость, он стоя принимал всех посетителей и никогда никому не отказывал.
[ii] Рав Аарон Котлер (5678-5723 /1918-1962, Польша, Белоруссия, Литва, СССР, Япония, США) — глава ешивы Клецк в Польше, затем основатель и руководитель ешивы в Лейквуде, один из духовных лидеров евреев США.
[iii] Раби Иссер-Залман Мельцер (5630-5714 / 1870-1953, Белоруссия: Белоруссия, Литва, Польша, Земля Израиля — Израиль) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, один из духовных лидеров поколения. См. историю его женитьбы и жизни в целом.
[iv] Раби Элазар-Менахем-Ман бар-Эзриэль Шах (ок.5654-5762 / ок. 1894-2001, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж в городе Бней-Брак, духовный лидер своего поколения. Происходил из старинного раввинского рода. Учился в Поневеже, в ешиве Слободки, в ешиве Слуцка. Преподавал в ешивах Клецка, Лунинца. В первые месяцы Второй мировой войны с семьей бежал в Вильно. В 5700 /1940/ году ему удалось получить сертификаты, дающие право на легальный въезд на Землю Израиля. В семидесятых-восьмидесятых годах рав Шах принял на свои плечи груз духовного главы поколения. Он был избран на пост наси (председателя) Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль. Он возглавлял Ваад а-Ешивот (Совет ешив), созданный для оказания материальной помощи ешивам Земли Израиля, а также организацию «Хинух ацмаи», занимающуюся развертыванием сети школ и ешив независимой системы образования, основанной на ценностях Торы.
[v] Раби Пинхас-Менахем бар-Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Пнэй Менахем; 5686-5756 / 1926-1996, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся хасидский наставник.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун