Темы: Ки теце, Оцарот, Чтение для детей, Благодарность, Рассказы
«Не может войти амонитянин и моавитянин в общество Господне, и десятому их поколению нельзя войти в общество Господне вовеки, За то, что не встретили они вас с хлебом и водою на пути…» (Дварим 23:4, 5).
Непонятно: почему вина Моава так велика? Не встретили с хлебом и водою — и из-за этого им навсегда запрещено вступать в еврейскую общину? Ответ на этот вопрос станет нам понятнее благодаря следующей истории.
Однажды рав Шах[i] позвал кого-то из своих помощников и попросил найти авреха[ii], который будет заниматься с одним юношей из ешивы «Нахалат Яаков».
— Приходи каждый месяц ко мне, — сказал раввин помощнику. — Я буду давать деньги для авреха, чтобы он помогал этому парню продвигаться в учебе.
Просьба рава Шаха вызвала удивление. Никто не слышал, чтобы этот парень был вообще знаком с равом Шахом, он не был ни родственником раввина, ни его учеником. Помощник удивился, почему рав Шах так настойчиво заботиться о его духовном росте, однако не стал задавать вопросы.
Как преданный ученик он постарался выполнить поручение раввина как можно лучше. Он нашел замечательного авреха, который взялся заниматься с парнем каждый вечер. Условия оплаты были оговорены, и учеба началась. Как и просил рав Шах, помощник приходил к нему в начале каждого месяца и получал деньги для авреха.
Однажды он пришел к раввину в начале месяца, как обычно, но обнаружил, что дверь заперта.
— Сейчас у рава проходит совещание предпринимателей по очень важным вопросам, и входить к нему нельзя, — объяснили члены семьи.
Помощнику осталось только развернуться и уйти.
На следующий день рав Шах разыскал его и спросил, почему тот накануне к нему не зашел. Помощник ответил, что как раз заходил, но ему объяснили, что раввин очень занят. Раввин извинился за причиненное неудобство и передал плату для авреха.
В этот момент помощник почувствовал, что настало подходящее время спросить у рава Шаха о причинах такой особой заботы об этом парне. Рав рассказал:
— Когда я был молодым и сам учился в ешиве, у меня была только одна рубашка. Раз в неделю я тайно от всех стирал ее, а сам ждал, дрожа от холода, когда она высохнет.
Постепенно рубашка износилась, на спине была дыра, которую уже нельзя было залатать. Мне приходилось носить ее, поскольку другой не было, и я прибегал к разным ухищрениям, чтобы дыру никто не заметил.
Я приходил первым в бейт-мидраш (дом учения), прислонялся спиной к спинке скамейки и так сидел несколько часов, пока последний ученик не уходил. Только после этого я позволял себе немного размяться. Но в конце концов любой секрет раскрывается. Мои наблюдательные товарищи заметили дыру.
Слух об этом дошел до одной из женщин нашей общины, и она прислала мне две рубашки. Я тут же почувствовал, что превратился в «Ротшильда». Я уже мог вставать во время учебы, подходить к шкафу, а когда стирал одну рубашку, надевал вторую.
Как ты думаешь, кто этот парень, которому я стараюсь помочь в учебе? Это внук той праведной женщины.
Всю жизнь я чувствовал себя обязанным отблагодарить ту, которая позаботилась, чтобы я выглядел достойно. Самой этой женщины сегодня с нами уже нет, и моя благодарность «переходит» к ее потомку. Вот почему я так стараюсь помочь этому парню расти в Торе, — закончил рав Шах.
Из этой истории понятно, что есть обязанность быть благодарным не только самому человеку, сделавшему нам добро, но и его потомкам. Отсюда и ответ на наш вопрос. Вина моавитян была не в том, что они не встретили народ Израиля хлебом и водой. Главное вина — что они проявили неблагодарность.
Ведь Авраам рисковал собой ради спасения Лота, прародителя моавитян, во время войны с четырьмя царями. Поэтому моавитяне должны были испытывать благодарность к его потомкам и предложить им еду и питье.
Но они проявили неблагодарность. Поэтому им было запрещено вступать в общину потомков Авраама (Дварим 23:7): «Не ищи им мира и благополучия во все дни твои, вовеки». (Лэламедха)
[i] Раби Элазар-Менахем-Ман бар-Эзриэль Шах (ок. 5654-5762 / ок. 1894-2001, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж в городе Бней-Брак, духовный лидер своего поколения. Наси (председатель) Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль. Он возглавлял Ваад а-Ешивот (Совет ешив), созданный для оказания материальной помощи ешивам Земли Израиля, а также организацию «Хинух ацмаи», занимающуюся развертыванием сети школ и ешив независимой системы образования, основанной на ценностях Торы.
[ii] Аврех — сегодня так называют женатого человека, который полностью посвящает себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении для женатых мужчин — колеле (колель аврехим). Термин «аврех» взят из Пятикнижия, так возвещали перед колесницей Йосефа, когда фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит 41:43).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский