«И водворю мир в стране, и когда ляжете, то не будет тревожащего; и изведу лютых зверей из страны, и меч не пройдет по стране вашей» (Ваикра 26:6). Если уже сказано, что в Стране Израиля будет мир («и водворю мир»), для чего потребовалось добавлять к этому «и меч не пройдет по стране вашей»?
Объясняя это, наши мудрецы говорят (Таанит 22 б): даже «мирный» меч не пройдет по ней. Иными словами, через Землю Израиля не будут проходить армии, отправляющиеся воевать в другое место. Почему?
Об этом сказано в Иерусалимском Талмуде (Таанит 3:6): «Потому что уже остался след в дни Йошияу». Фараон Нехо хотел пройти с «мирным мечом» через страну Израиля, чтобы воевать с царем Ашура (Ассирии) у реки Евфрат. Царь Йошияу собирался предотвратить это. И разразилась война, в результате которой царя Йеуды изрешетили стрелами, да спасет нас от такого Милосердный![i]
Согласно традиции, переданной нашими мудрецами, все благословения, данные еврейскому народу в целом, относятся и к каждому еврею в отдельности. Нет необходимости умножать слова, чтобы показать всю важность благословения «И водворю мир в стране». Ведь если нет мира, то нет вообще ничего!
Однако надо понять, почему следует так тщательно остерегаться «мирного меча».
Ведь именно тогда, когда, с Б-жьей помощью, мы удостаиваемся поддерживать мир в собственном доме, в семье и обществе, возникает опасность, что люди станут направлять друг на друга «мирный меч» — начнут посмеиваться друг над другом, а там и высмеивать, язвить и блистать сарказмом. Можно было бы сказать: ну и что? уж и пошутить нельзя? Ведь все понимают, что мы говорим добродушно, смеха ради, приправляя разговор небольшой долей иронии.
Но мало кто отдает себе отчет в том, какой след это оставляет и какими будут последствия. «Потому что уже остался след» — такое безобидное, на первый взгляд, высказывание может поразить человека в самое сердце — как пронзен был стрелами царь Йошияу. (Меа вэ-Шнаим Сипурим)
[i] Йошияу (Йошия) бен-Амон (3278-3316 / 482-444 до н.э.) — праведный царь Йеуды. В 3316 году Йошия выступил в военный поход против фараона Нехо, который вёл свою армию через Землю Израиля к реке Евфрат, чтобы сразиться там с ассирийцами. Это решение Йошия принял вопреки тому, что фараон направил к нему своих представителей с посланием: «Что тебе до меня, царь Йеуды? Ведь не против тебя я иду теперь, а к месту моей битвы. …Не противься Б-гу, Который со мною, чтобы Он не погубил тебя» (Мелахим II 23:29, Радак; Диврэй а-Йамим II 35:20, 21, Раши; Таанит 22 б; Седер Олам Зута 6:10; Седер а-Дорот). Царь также не послушался совета пророка Ирмии, отговаривавшего его от похода. Йошия возразил ему: «Армия этого нечестивца проходит по моим рубежам, а ведь наш наставник Моше сказал (Ваикра 26:6): “Меч не пройдет по стране вашей”». Но он не учел, что слова Моше относятся ко временам Машиаха, а не ко времени, когда евреи тайно поклоняются идолам (Эйха Рабба 1:53).
Битва произошла у города Мегидо, и египетские стрелки изрешетили Йошию своими стрелами (Мелахим II 23:30; Диврей а-Йамим II 35:22-24; Таанит 22 б). Пророк Ирмия слышал, как перед смертью уста царя прошептали, признавая справедливость суда: «Справедлив Б-г, а я ослушался Его слова» (Таанит 22б; Эйха Рабба 1:53).
Каббалисты отмечают, что его безвременная и мучительная смерть стала искуплением душе царя Ахаза, воплощением которой был Йошия (Седер а-Дорот 3285).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский