«И водворю мир в стране, и когда ляжете, то не будет тревожащего; и изведу лютых зверей из страны, и меч не пройдет по стране вашей» (Ваикра 26:6). Если уже сказано, что в Стране Израиля будет мир («и водворю мир»), для чего потребовалось добавлять к этому «и меч не пройдет по стране вашей»?
Объясняя это, наши мудрецы говорят (Таанит 22 б): даже «мирный» меч не пройдет по ней. Иными словами, через Землю Израиля не будут проходить армии, отправляющиеся воевать в другое место. Почему?
Об этом сказано в Иерусалимском Талмуде (Таанит 3:6): «Потому что уже остался след в дни Йошияу». Фараон Нехо хотел пройти с «мирным мечом» через страну Израиля, чтобы воевать с царем Ашура (Ассирии) у реки Евфрат. Царь Йошияу собирался предотвратить это. И разразилась война, в результате которой царя Йеуды изрешетили стрелами, да спасет нас от такого Милосердный![i]
Согласно традиции, переданной нашими мудрецами, все благословения, данные еврейскому народу в целом, относятся и к каждому еврею в отдельности. Нет необходимости умножать слова, чтобы показать всю важность благословения «И водворю мир в стране». Ведь если нет мира, то нет вообще ничего!
Однако надо понять, почему следует так тщательно остерегаться «мирного меча».
Ведь именно тогда, когда, с Б-жьей помощью, мы удостаиваемся поддерживать мир в собственном доме, в семье и обществе, возникает опасность, что люди станут направлять друг на друга «мирный меч» — начнут посмеиваться друг над другом, а там и высмеивать, язвить и блистать сарказмом. Можно было бы сказать: ну и что? уж и пошутить нельзя? Ведь все понимают, что мы говорим добродушно, смеха ради, приправляя разговор небольшой долей иронии.
Но мало кто отдает себе отчет в том, какой след это оставляет и какими будут последствия. «Потому что уже остался след» — такое безобидное, на первый взгляд, высказывание может поразить человека в самое сердце — как пронзен был стрелами царь Йошияу. (Меа вэ-Шнаим Сипурим)
[i] Йошияу (Йошия) бен-Амон (3278-3316 / 482-444 до н.э.) — праведный царь Йеуды. В 3316 году Йошия выступил в военный поход против фараона Нехо, который вёл свою армию через Землю Израиля к реке Евфрат, чтобы сразиться там с ассирийцами. Это решение Йошия принял вопреки тому, что фараон направил к нему своих представителей с посланием: «Что тебе до меня, царь Йеуды? Ведь не против тебя я иду теперь, а к месту моей битвы. …Не противься Б-гу, Который со мною, чтобы Он не погубил тебя» (Мелахим II 23:29, Радак; Диврэй а-Йамим II 35:20, 21, Раши; Таанит 22 б; Седер Олам Зута 6:10; Седер а-Дорот). Царь также не послушался совета пророка Ирмии, отговаривавшего его от похода. Йошия возразил ему: «Армия этого нечестивца проходит по моим рубежам, а ведь наш наставник Моше сказал (Ваикра 26:6): “Меч не пройдет по стране вашей”». Но он не учел, что слова Моше относятся ко временам Машиаха, а не ко времени, когда евреи тайно поклоняются идолам (Эйха Рабба 1:53).
Битва произошла у города Мегидо, и египетские стрелки изрешетили Йошию своими стрелами (Мелахим II 23:30; Диврей а-Йамим II 35:22-24; Таанит 22 б). Пророк Ирмия слышал, как перед смертью уста царя прошептали, признавая справедливость суда: «Справедлив Б-г, а я ослушался Его слова» (Таанит 22б; Эйха Рабба 1:53).
Каббалисты отмечают, что его безвременная и мучительная смерть стала искуплением душе царя Ахаза, воплощением которой был Йошия (Седер а-Дорот 3285).
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?