«А этих должны вы гнушаться из птиц: не могут быть употреблены в пищу, будучи скверны: орел… и коршун… всякий ворон… и страус…» (Ваикра 11:13-16).
В синагогах йеменских евреев есть обычай подвешивать к потолку страусиное яйцо. Гаон раби Шломо Бадихи[i] приводит несколько объяснений этого обычая в книге «Олат Шломо». Одно из них — из «Сифтей Коэн»[ii] (гл. Тазриа): яйцо вешают в синагоге, чтобы научить нас особому сосредоточению, на которое способен страус. Ведь страусиха может согревать свои яйца силой взгляда. Таким образом, этот обычай помогает молиться сосредоточенно.
Раби Бадихи приводит также объяснение из «Мидраш Талпийот»[iii]: страусихи ни на миг не забывают о своих яйцах, поэтому страусиное яйцо символизирует постоянный «присмотр» Всевышнего за Своим народом, Его внимание, всегда направленное на нас, как сказано: «Вот око Б-га на боящихся Его и на ожидающих милости Его…» (Теилим 33:18).
А еще этот обычай призван напомнить молящимся, чтобы не вели пустые разговоры в синагоге: следует в это время уподобиться яйцу, у которого нет уст.
Когда гаон раби Михл-Йеуда Лефкович[iv] был главой ешивы Поневеж (для учащихся 13-18 лет), он всегда побуждал своих учеников из общины йеменских евреев следовать традиции своих предков — учиться у них чистому трепету перед Небесами.
На одном из уроков он спросил ученика, молодого «йеменца», знал ли тот мудрецов Йемена прежних поколений? Парень был удивлен вопросом. Зачем главе ешивы Поневеж йеменские мудрецы, да еще и прежних поколений? Рав Лефкович заметил его недоумение и рассказал удивительную историю из своей жизни.
В молодости рав жил в городе Воложин, а когда поднялся в Землю Израиля, учился в иерусалимской ешиве «Хеврон». Однажды при изучении талмудического трактата ученики столкнулись с некой проблемой в тексте, которую даже лучшие умы ешивы не могли разрешить. Даже главы ешивы не дали ответа, и тогда один из юношей предложил:
— Давайте сходим к «йеменцам», уж они-то точно разберутся, в чем дело.
Михл-Йеуда был поражен. Если уж главы ешивы не нашли ответ, как могут это сделать люди со стороны?! Ему захотелось узнать, к кому это идут его товарищи. Он вышел с ними из здания ешивы, а они обратились к рабочим-«йеменцам», трудившимся на соседней стройке, и попросили их разрешить вопрос.
Пожилые «йеменцы» изложили им всю талмудическую тему с комментариями Раши[v] и Тосафот[vi] предельно ясно и просто, так, что проблема исчезла сама собой.
Михл-Йеуда изумился и спросил друзей: что это за скрытые праведники, которые так ясно и глубоко понимают весь Талмуд? И почему они работают на стройке как простые рабочие?
Друзья ответили, что эти рабочие — действительно гении в Торе. Простым методом, который был принят в Йемене, они могут разрешать многие талмудические проблемы. Но у них есть строгое правило, полученное от предков, — не использовать «корону Торы» для получения материальных благ. Поэтому они поступают согласно изречению мудрецов: «Тот, кто, живет трудом рук своих, более велик, чем богобоязненный…» (Брахот 8). Они полдня работают на стройке, а остальное время посвящают Торе.
Это произвело на юношу огромное впечатление:
— Такого сочетания гениальности и простоты я не видел нигде в Литве. Только приехав в Иерусалим, я встретил это у «йеменцев». (Шулхан Млахим, Ма Ахавти Торатха)
[i] Рав Шломо бар-Ихйе Бадихи (Сана, сер. 19 — нач. 20 вв.). Его основной труд — «Олат Шломо», комментарий к Торе, напечатан в 5754 (1993) в Бней-Браке.
[ii] Раби Шабтай бар-Меир а-Коэн (ШАХ; 5382-5423 /1622-1663, Польша — Литва — Богемия) — выдающийся законоучитель, автор знаменитого комментария к Шульхан Аруху — «Сифтэй Коэн». Раби Шабтай также описал трагические события Хмельнитчины в книге «Мегилат Эйфа» — «Свиток мрака» и в целом ряде траурных элегий (слихот).
[iii] Раби Элияу бен-Авраам-Шломо а-Коэн а-Итамари из Измира (ок. 5419-5489 / ок. 1659-1729) — судья, каббалист из мудрецов Измира, автор знаменитой книги «Шевет Мусар». В его книге «Мидраш Тальпийот» собраны мидраши и агадот из Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, из Книги Зоар и др.
[iv] Раби Михл-Йеуда Лефкович (5674-5771 / 1913-2011, Белоруссия — Эрец-Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж, член Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) в «Дэгель а-Тора», один из духовных лидеров нашего поколения. В числе других руководителей поколения дал благословение на деятельность «Толдот Йешурун».
[v] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[vi] «Тосафот» — обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?