«И сказал Господь Моше: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись» (Шмот 14:15).
Когда евреи попали в безвыходное положение — перед ними море, а за ними египетское войско, — они возопили к Б-гу, прося о спасении. Ведь в такой страшный час нет ничего лучше молитвы. Однако Всевышний говорит Моше: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись».
Как это соотносится со сказанным ранее?
Ответ нам поможет понять следующая история.
У царской дочери начались схватки, прошли долгие часы, но роды никак не наступали. Ее жизнь была в опасности. Царь позвал лучших врачей, но они не смогли ничего сделать. В конце концов, обратились к некому мудрецу, который сказал:
— Если Ваше Величество повелит удалить всех людей из дворца и возвестить на улицах города, что в добрый час Ваша дочь уже родила здорового ребенка, — она и вправду сможет родить!
Царь уже не знал, что делать, потому прислушался к совету и поступил так, как предложил мудрец. И, действительно, вскоре дочь родила ему здорового и красивого внука.
Это было поразительно, и царь щедро одарил мудреца. А затем попросил его объяснить, как это «работает». Тот ответил: по-видимому, царская дочь вызывала у кого-то зависть и этот человек нанял ворожей — наслать чары, чтобы она не смогла родить. Но когда пришло известие, что ребенок уже родился, ведьмы прекратили ворожбу, полагая, что это уже бесполезно. В тот же миг отверзлось чрево царской дочери и ребенок вышел наружу.
Так было и при исходе евреев из Египта: египетские маги насылали свои чары, чтобы помешать Исходу. И Святой, благословен Он, предписал Моше: «Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись». Когда евреи пойдут вперед, маги увидят, что их методы не сработали, и прекратят усилия. Тогда евреи успешно покинут Египет, погрязший в колдовстве. (Ма Ахавти Торатэха)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его