«И поработили египтяне сынов Израиля тяжкой работой» (Шмот 1:13).
Наши мудрецы указывают, что слова «тяжкой работой» (бэ-фарэх) можно прочесть и как бэ-фэ рах «мягкими устами», т. е. «мягкой речью». Раши[i] комментирует: «Привлекали их речами и платой, пока не приучили их к такой работе».
Гаон раби Йосеф Машаш[ii] пишет в своей книге «Нахалат Авот», что Фараон неплохо знал психологию. Ему было известно, что человек использует не более трети имеющихся у него сил, как это показывают и современные исследования. Существуют четыре основных метода повысить производительность труда:
Страх — работник боится наказания, которое последует, если он не выполнит работу.
Зависть — работник завидует тому, кому удается заработать больше. Существует и «правильная» зависть, о которой наши мудрецы сказали: «Зависть (соперничество) мудрецов умножает мудрость» (Бава Батра 21а).
Любовь — работник так любит свою работу, что это придает ему дополнительные силы. У великих мудрецов Израиля была огромная любовь к Торе, они не смотрели на часы, изучая ее, и не останавливались, пока не истощались их силы. Только тогда они шли спать, сожалея, что у них нет больше сил на учебу.
Увеличение платы — у работника появляются силы усердно трудиться, если его поощряют материально.
Впрочем, есть существенное различие между двумя первыми и двумя последними методами. Если человек работает из страха или из зависти, его силы постепенно истощатся. Но если он работает из любви или ради вознаграждения, его производительность не уменьшится с течением времени — а, быть может, даже возрастет.
Злодей-Фараон ни в коей мере не был заинтересован в эффективном труде сынов Израиля. Цель была — замучить их и сделать их жизнь горькой настолько, чтобы они не могли взбунтоваться.
Известна притча о царе, который решил построить дворец к свадьбе царевича. Он собрал всех, кто должен был принять участие в строительстве, и повелел им закончить работу ровно за год.
Архитекторы и подрядчики ответили, что это невыполнимо: чтобы воздвигнуть столь роскошный и обширный дворец, понадобится не менее трех лет непрерывной работы. Но царь был непреклонен, и они, не видя иного выхода, принялись за строительство.
Через некоторое время царь увидел, что темпы строительства неудовлетворительны, хотя работники трудятся ежедневно с утра до вечера, и вызвал советника — проконсультироваться, как ускорить процесс. Тот сказал: если ободрить строителей и простимулировать их высокой оплатой, они начнут работать в три раза быстрее и сумеют закончить дворец до конца года.
Царь выразил сомнение:
— Как деньги и одобрение могут НАСТОЛЬКО ускорить работу? Люди ведь и так трудятся с утра до ночи.
На что советник ответил:
— Проверим, сколько квадратных локтей фундамента они успевают возвести за неделю. А на следующей неделе пусть Ваше Величество прибудет на стройку лично, поблагодарит их за усердие и объявит об увеличении платы. Потом Ваше Величество сможет сравнить их новую производительность с той, что была на прошлой неделе.
Царь поступил так, как рекомендовал советник. И — о чудо! — за неделю, прошедшую после посещения царя, работники сумели сделать в три раза больше, чем на прошлой неделе.
Царь продолжал следовать рекомендациям советника: воодушевив работников высокой платой, он продолжал подчеркивать их достижения, а особо отличившимся приказал каждый месяц выдавать значок «Отличный работник». К концу года великолепный дворец был возведен, и царевич в день свадьбы торжественно ввел туда молодую жену, как и планировалось.
Вот почему сказали наши мудрецы (Авода Зара 19): «Человек учит Тору лишь с (того) места, что желанно его сердцу[iii], как сказано: “Только к Торе Б-га влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью” (Тэилим 1:2)». А еще сказали они (Таанит 7 б): «Если видел ты ученика, для которого учение тяжко, как железо, — причина в том, что учитель недоброжелателен с ним».
Действительно, служение Б-гу должно, с одной стороны, основываться на трепете пред Небесами, но, с другой, — на радости и любви к Торе, как сказал царь Давид: «Служите Б-гу в страхе и радуйтесь в трепете» (Тэилим 2:11).
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Йосеф Машаш (5652-5734 / 1892-1974, Алжир — Израиль) — раввин г. Тлемсена (Алжир), главный сефардский раввин Хайфы, судья, поэт, историк, общественный деятель.
[iii]אין אדם לומד תורה אלא ממקום שלבו חפץ. Слова «то, что желанно его сердцу» говорят о выборе темы из числа тех, которыми человеку необходимо заниматься в данный момент: важно изучить сначала ее, а потом другие. Раши объясняет: если ученик предпочитает один трактат, то учителю следует обучать его именно этому трактату, а не другому, поскольку иначе ученик не воспримет материал так, как необходимо. Т. е. правильно начинать обучение с того, что более желанно для ученика, а дальше он сможет эффективно изучать и то, что раньше интересовало его меньше.
Вчера, отвечает Хана Лернер
24 июля, отвечает Ципора Харитан
22 июля, отвечает Рика Гдалевич
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы