Темы: Четыре вида растений, Суккот, Этрог, Оцарот
Два авреха[i] глубоко, во всех подробностях изучили законы пригодности четырех видов растений. Вскоре они получили разрешение выносить галахические постановления по этим вопросам.
Теперь, когда они так хорошо знали все эти законы, им хотелось купить на праздник самый лучший, отвечающий самым строгим стандартам этрог — например, такой, как у рава Штейнмана[ii].
Но ведь подобный этрог стоит тысячу долларов. Зачем тратить такие деньги? Они же привыкли к обычным этрогам, это не их уровень… С другой стороны, они так хорошо теперь в этом разбираются, они уже не на прежнем уровне…
Что же делать? Они подошли к одному из тех фермеров, которые выращивают этроги для Бней-Брака, и сказали ему:
— Ты ведь нанимаешь людей для сбора этрогов. Мы готовы работать на тебя, помогать сортировать этроги, причем совершенно бесплатно. А для себя просим только два этрога — при условии, что ты отдашь нам именно те, которые мы выберем.
Фермер согласился на их условия, и аврехи выбрали себе замечательные этроги — самые красивые по всем требованиям закона — и очень обрадовались: «…и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим» (Ваикра 23:40).
Вечером первого дня праздника, после трапезы один из аврехов, ложась спать, радовался тому, какой у него прекрасный этрог. И вдруг — понял… Он схватился за голову и закричал:
— Ужас! У меня нет этрога!
Дело в том, что его этрог, как и этрог его товарища, был абсолютно непригоден для выполнения заповеди. Ведь плоды были взяты прямо с дерева, от них не отделили труму и маасер (пожертвование и десятину). По всем мнениям, они были некошерны…
Он побежал к раввину и спросил, что теперь делать. Рав ответил:
— Действительно, у тебя нет четырех растений, а только три. Возьми этрог у кого-то из друзей «в подарок с целью возвращения».
Аврех с горечью посмотрел на свой чистый и прекрасный этрог, который был непригоден даже для благословения. Но быстро пришел в себя: «Если это то, чего хочет Всевышний, я приму Его волю с любовью».
Он вернулся в сукку и лег было спать, но тут вспомнил: «А что же с моим товарищем? Он-то ведь не знает, что его этрог некашерный». А соученик жил далеко, в Петах-Тикве.
Аврех снова встал и отправился к раввину с вопросом, нужно ли ему идти к товарищу и сообщать о ситуации с этрогом. Раввин, поколебавшись, сказал:
— Мне кажется, ты не обязан.
Впрочем, аврех всё равно решил пойти.
Было двенадцать ночи. Он долго шел в темноте, пока не добрался до места. Постучался в дом. Но кто его услышит? Ведь друг спит в сукке. Он стучал минут двадцать, никто не открывал. Наконец, хозяин дома выбежал в испуге:
— Что случилось? Всё в порядке, все живы?
— Все живы, кроме твоего этрога, — был ответ.
Аврех был поражен:
— Что?! Мой этрог — самый лучший, как у рава Штейнмана!
На это друг сказал ему:
— Наши этроги — тевель[iii], никто не отделял от них десятину. Поэтому они ничего не стоят.
Распрощавшись с потрясенным товарищем, наш аврех пошел домой. Когда проходил мимо больницы Бейлинсон, к нему обратился пожилой еврей с седой бородой:
— Не согласитесь ли дополнить миньян[iv]?
Аврех удивился:
— Какой миньян? Даже в Ицковиче[v] нет миньянов в праздник посреди ночи!
Тот еврей ответил:
— Мой отец доживает последние минуты своей жизни, а нас здесь девять. А когда душа выходит из тела, должны присутствовать десять человек. Сделайте одолжение, дополните миньян.
Аврех подумал: «Этрогов нет, зато есть умирающие. Ну и праздник! И что теперь — посреди ночи идти с ним?» Но решил, всё же, выполнить заповедь.
Они прошли в палату. Отец этого человека еще был жив. Авреху дали Мишну Бруру[vi], чтобы он использовал это время для учебы. А он всё думал: «Что я здесь делаю? У меня есть заповедь спать в сукке, а не сидеть здесь в два часа ночи».
В три часа все подошли к кровати: отец покинул этот мир… Аврех собрался уходить, но сын покойного попросил еще об одном одолжении. Нужно было помочь отвезти тело отца в морг на нижнем этаже. Потратив на это полчаса, они вдвоем пошли в сторону Бней-Брака.
— Что вы делали здесь в два часа ночи? — спросил авреха его новый знакомый. — Ведь без необходимости люди не крутятся возле больницы ночью в праздник.
Аврех рассказал всю эту историю с этрогом. Сын покойного спросил:
— Скажите, а как у вас с заработком?
Аврех вздохнул:
— Оставляет желать лучшего. А у меня еще дочь на выданье.
И услышал в ответ:
— Скажу вам, почему спрашиваю. Я работаю в департаменте кашрута рава Эфрати, и он ищет руководителя в отдел трумот и маасрот (отделения десятин и пожертвований от плодов). Эта работа не отнимает много времени. Обычно нужно лишь удостовериться, что всё правильно отделено, и поставить подпись, это не оторвет вас от учебы.
Аврех пробормотал:
— И в чем проблема? Опубликуйте объявление, и найдете кого-нибудь подходящего.
— Вы не поняли, — ответил собеседник. — Нам нужен человек, готовый, если понадобится, не спать ночами. Ведь иногда товар приходит ночью. Трудно найти того, кто готов брать на себя ответственность и ради решения проблем с овощами и фруктами не спать ночь. Но теперь, кажется, я вижу такого…
С тех пор этот аврех возглавляет отдел в департаменте кашрута рава Эфрати, практически не нарушая свой учебный распорядок: ведь он большой специалист в данном вопросе. Он прилично зарабатывает и уже выдал дочь замуж.
Человек думал: этроги, умирающие, морг, ночные блуждания — чего Творец хочет от меня? Но Творец направляет события и посылает нам испытания. Там, где заканчивается разум, начинается вера. («Сто два рассказа»)
[i] Сегодня так называют женатого человека, который полностью посвящает себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении для женатых мужчин — колеле. Слово «аврех» взято из Пятикнижия: так возглашали перед колесницей Йосефа, оказывая ему почет, когда фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит 41:43).
[ii] Раби Аарон Йеуда-Лейб Штейнман (5675-5778 / 1913-2017, Белоруссия, Швейцария, Земля Израиля — Израиль) — мудрец Торы, духовный лидер последнего поколения. Один из глав знаменитой ешивы Поневеж, также руководил ешивами «Гаон Яаков» и «Орхот Тора». Оказал огромное влияние на развитие еврейской жизни как в Израиле, так и в диаспоре, в том числе и среди русскоязычных евреев.
[iii] Плоды, от которых точно не были отделены необходимые десятины и пожертвования.
[iv] Необходимое для общественной молитвы число взрослых евреев: их должно быть десять. Считается, что Всевышний никогда не отвергает молитвы, произносимые в миньяне. Когда молится миньян евреев, на Небе принимают их молитву ради заслуг лучших из тех, кто входит в состав молящихся.
[v] Синагога в Бней-Браке, известная как «самая активная в мире».
[vi] «Мишна Брура» — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэевом а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его