Темы: Тшува, Рош Ашана, Оцарот, Рассказы, Небесный суд
Все мы хотим хорошего и сладкого года, мирного и безмятежного, без страха, бедствий и досады, без страданий и боли. Но давайте ответим себе честно: разве мы так уж праведны? Разве багаж наших заслуг настолько полон и совершенен?
Разве мы не напоминаем ребенка, который пришел в магазин электроприборов с десятью шекелями и просит самый дорогой товар? Ему там, скорее всего, ответят: «Дитя, за десять шекелей ты можешь только жевательную резинку купить».
Но есть хороший совет для тех, кто хочет оправдания на Небесном суде. Нам дан великий подарок — благословения. Произносить благословения на разные виды пищи и напитков — рутинное действие, мы это делаем много раз в день. Но благословение обладает великой силой: когда его произносят бэ-хавана — с правильным настроем и сосредоточением, — оно открывает врата Небес, защищает и помогает добиться оправдания на Суде…
Преданный отец рассказывает:
Творец даровал мне прекрасную семью, сыновей, всем сердцем погруженных в Тору и заповеди. В свое время, с Б-жьей помощью, мне удалось устроить их браки — один за другим. Я мечтал уже изучать Тору и служить Всевышнему в спокойствии, но тут на нас обрушилась беда с Биньямином.
Биньямин — наш младший сын. Он был прекрасным ребенком, когда подрос, стал прекрасным учеником ешивы. «Хороший мальчик из хорошей семьи», который всегда доставлял нам, родителям и учителям, много радости. Когда настало время, нам удалось найти ему замечательную невесту, тоже из хорошей семьи. Еще один крепкий еврейский дом строился у нас на глазах, и на сердце была радость.
Но радость продлилась недолго. Через несколько месяцев после свадьбы молодожены удивили нас, сообщив, что собираются уехать (а они жили недалеко от нас) в далекий город. Далекий как физически, так и духовно. Это не просто удивило нас, но повергло в шок. Всеми силами пытались мы отговорить их от этой затеи, но столкнулись с необъяснимым упорством…
Тогда мы решили «не обращать внимания» на их отдаление, уважать их стремление к самостоятельности. Но больно было ощущать, как духовное гниение исподволь захватывает их… Постепенно это стало проявляться и внешне. Мы обнаружили это слишком поздно.
Некоторое время я не находил покоя, пока меня не пробудили Свыше. Я подумал: «Царь Давид постановил: народ Израиля должен произносить каждый день сто благословений, чтобы остановить страшную эпидемию, начавшуюся в его дни. Беду, постигшую нашу семью, тоже можно назвать проявлением “эпидемии”. Ведь речь идет об ужасной духовной пагубе, поразившей многих. А теперь она добралась и до нашего дома».
И я решил произносить сто благословений каждый день, сделал это для себя непреложным законом.
Накануне субботы я специально покупал сладости и орехи, чтобы произносить на них разные благословения. Педантично считал благословения и не успокаивался, пока не доходил до ста.
Мое упорство подверглось испытанию, когда однажды родственник пригласил нас в гости на субботу. Второпях я забыл дома свою «сумку благословений». По природе я застенчив, но в тот раз преодолел неловкость и постучался к одному из жильцов дома, где мы были в ту субботу. Попросил у него что-нибудь, на что можно произнести различные благословения. Было очень неудобно, но оно того стоило…
Вскоре после той субботы мы почувствовали: что-то изменилось. Тихо, «боясь спугнуть», мы наблюдали, как семья сына укрепляется в вере. Через год после того, как сын с женой перестал посещать наш дом, они вдруг позвонили и выразили желание приехать на субботу.
В ту замечательную субботу мы проявляли сдержанность, не спрашивали супругов о причинах перемен. А на исходе субботы, когда мы шли с вечерней молитвы, сын открыл свое сердце и рассказал следующее:
— Некоторое время назад я начал работать начальником склада сельскохозяйственной продукции недалеко от того места, где мы живем. Со мной работал один фермер, который не был похож на соблюдающего человека. Но что меня удивляло: он каждый раз, когда хотел что-то съесть, доставал из кармана кипу, надевал ее и произносил благословение, а поев, произносил завершающее благословения.
Я спросил, почему он так делает, и он ответил: «Я не религиозен, но я верующий еврей. Всегда хотел соблюдать шмиту, но до сих пор не получалось из-за связанных с этим больших убытков. В этом году подошел к раввину в нашем поселении и попросил совета: что мне поможет соблюдать седьмой год? Он посоветовал, когда я ем, начать произносить благословения на каждый вид пищи. И объяснил, что это может укрепить мою веру в целом и даст силу отказаться от земледельческих работ.
Я так и поступил, и совет сработал. Я смог отказаться от обработки земли в седьмой год и продолжаю произносить благословения, чтобы увеличить свое доверие к Владыке мира, Который стоит рядом со мной и обеспечит меня также и в этот год».
Когда фермер закончил рассказ, он предложил мне отвечать «амен» на свои благословения. Я потерял дар речи, а он не понял, что меня так сильно шокировало… На самом деле я содрогнулся от стыда: передо мной стоит человек, который вырос в полном отрыве от религии, и просит ответить «амен» на его благословения. А я, воспитанный в духе Торы, хочу сбросить ее бремя?..
Я решил заново обдумать свой жизненный путь и вернуться к тому, чему меня учили. И вот я перед тобой — сын, вернувшийся к отцу. И к Отцу.
Биньямин закончил говорить, а я едва мог сдержать слезы. Благословения и ответ «амен» на них, которые я с таким старанием произносил, вернули душу моему сыну и показали ему его ошибку.
Позже я узнал, что сын начал работать с этим фермером как раз на следующий день после той субботы, когда я «прошел испытание».
Секрет в том, что долгосрочный успех может иногда достигаться в одно мгновение. Одним принятым решением еврей может перевернуть всю свою жизнь и добиться оправдания на Суде Всевышнего. (Сто два рассказа)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его