«Если непостижимо для тебя будет дело для разбора…приди к священникам Левитам и судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Господь, и бережно исполняй всё, как они укажут тебе… не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим 17:8-11).
Полагаться на мудрецов — важнейшая основа в иудаизму. Без этого невозможно как следует служить Б-гу. Бывает, что человек сам себе кажется мудрым и, задавая вопрос раввину, намеревается сделать по-своему, если ответ его не устроит. Это значит, что человек не полагается на мудрецов. Он просто обманывает себя. Поэтому Тора говорит: «не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево». Делай, как говорят мудрецы — и только так. Отбрось в это время свои соображения и верь полной верой, что их слова — это слова Творца.
Однажды маленькая рыбка, жившая в большой семье в глубинах моря, решила, что больше не станет слушаться своего мудрого деда.
Когда семья собиралась вместе, дедушка предупреждал своих детей-рыб и внуков-рыбок: ничего не искать над водой.
— Только здесь, — повторял он, — глубоко под водой мы защищены. Это наша естественная среда. Не ищите богатства в других местах. Предостерегаю вас от опасностей надводного мира. Всегда оставайтесь здесь со мной — и ваше будущее обеспечено.
Но рыбка полагала, что она мудрее. Ведь она молода, современна и разбирается в мировых проблемах. К тому же, ее мучило любопытство: что же творится наверху? Она поднималась и видела красивый мир — пляж с ракушками, сияющее солнце и детей, играющих у воды.
Однажды она приплыла к своим братьям-рыбам и сказала:
— Думаю, вы все ошибаетесь. Там наверху — прекрасная жизнь, увлекательная и интересная. Хочу испытать свою удачу. Ведь здесь я скучаю и никуда не продвигаюсь, мне душно, не могу себя реализовать. Хочу изведать нечто новое, выйти в мир, на передний край.
Эта молодая и упрямая рыба действительно покинула свой уютный дом и отправилась в путь. Иногда она возвращалась в глубины, чтобы проведать братьев и рассказать им:
— Мир так велик и прекрасен! Там есть множество вещей, которых вы не знаете. Вам стоит подплыть посмотреть.
— А ты не боишься рыбаков? — спросили те. — Они ведь постоянно расставляют сети и могут тебя поймать. Что тогда будешь делать?
Молодая рыба усмехнулась:
— Вы мне не доверяете? Я умная, и никто меня не поймает. Я знаю, как ускользнуть от рыбаков на побережье, они не смогут меня приманить.
И у нее действительно получалось ускользать от рыбаков.
Однажды после полудня, плавая у поверхности воды, она проголодалась. И вдруг ощутила аромат свежего хлеба. Недолго думая, открыла рот и проглотила кусочек хлеба, плававший рядом. И вот… пришел ее час. Она ощутила, как что-то тянет ее вверх. Всеми силами старалась освободиться, но ничего не выходило. Мольбы о том, чтобы ее отпустили, также не помогли. Рыбак, естественно, был рад улову. Он даже провел языком по свежевыловленной рыбе, представляя себе ее вкус после того, как она поджарится на сковородке.
Рыбка пыталась просить:
— Только в этот раз позволь мне вернуться к моей любимой семье, хотя бы признать перед ними свою страшную ошибку и рассказать, насколько слова нашего великого дедушки были верны.
Но рыбак отказал:
— Если я отпущу тебя, — сказал он, — ты предупредишь остальных рыб, чтоб не приближались к берегу. И что я тогда буду есть?
Рыба билась, понимая, что судьба ее решена. А рыбак бросил ее в корзину и отправился домой в прекрасном настроении. (Эмуна Шлема)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его