Темы: Экев, Оцарот, Благодарность, Рассказы
«Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Б-га твоего…» (Дварим 8:11).
Существует странное явление: если человек выращивает рыбок в аквариуме у себя дома, он должен давать им в точности то количество пищи, которое им необходимо. Ведь рыбки едят безостановочно, могут просто «лопнуть», умереть. Но когда они свободно плавают в природном водоеме, они едят ровно столько, сколько им нужно, не более.
Чем вызвано это различие? Почему в природе они едят в меру, а в аквариуме пожирают всю пищу, которая там окажется, лишая себя здоровья и жизни?
Гаон раби Бенцион а-Муцафи объяснил в своем выступлении:
Когда рыбы находятся в море, реке и т.п., они полагаются на Творца, Который посылает им пропитание каждый день, и потому не беспокоятся о завтрашнем дне. Едят лишь столько, сколько нужно для поддержания жизни.
Но когда их поселяют в аквариум, их вера убывает и становится такой же малой, как их новый хозяин. Опасаясь, как бы завтра не остаться голодными, они начинают есть всё без разбора. Сказали наши мудрецы (Сота 48 б): «Человек, у которого есть хлеб в корзине, а он спрашивает: “Что буду есть завтра?”, — из маловерных».
В нашей недельной главе Всевышний много раз предостерегает сынов Израиля от неблагодарности. Помнить добро, которое нам сделали, — это фундаментальный принцип в иудаизме. Не только в отношениях с Б-гом, но и в отношениях с ближними. Мудрецы говорят, что между первым и вторым есть прямая связь: каждый, кто забывает добро, сделанное ему человеком, будет отрицать и добро, сотворенное для него Всевышним. (Ма Ахавти Торатэха)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его