Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В могилу человек не унесет ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней и жемчуга, а только Тору и добрые дела

«Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит (края) одежды синюю нить» (Бемидбар 15:38).

Почему Тора предписывает, чтобы нить была именно синего цвета (тхелет)?

Мудрецы (Хулин 89) объясняют: этот цвет подобен цвету моря, море подобно небу, небо подобно сапфиру, а сапфир — Престолу Славы Всевышнего.

Человек сотворен с возможностью прямохождения, на двух ногах — а не на четырех, как другие животные. Они видят лишь материальное — землю, им трудно посмотреть вверх. Но человек наделен прямохождением, и глаза его видят небо — чтобы он ощущал трепет перед Творцом.

Гаон раби Мордехай Элияху[1] рассказывал:

Ребенком я жил в Еврейском квартале Старого города в Иерусалиме. Однажды по пути к Стене Плача увидел издалека толпу — десятки горюющих людей. Они шли, останавливались ненадолго, а затем вновь продолжали путь, горюя. Я был тогда очень любознательным, а потому захотел разузнать, в чем дело.

Когда попытался подойти, меня прогнали: «Дитя, уходи, это не для тебя». Это лишь раззадорило мое любопытство. Я нашел себе «наблюдательный пункт» повыше и оттуда следил за происходящим. Видел, что несколько человек несут гроб с умершим. Понятно, это похороны — вероятно, какого-то важного человека.

Вдруг вижу: процессия остановилась, умерший в тахрихим (саване) поднялся с носилок, прикрыл глаза рукой и произнес: «Слушай, Израиль, Всевышний — наш Б-г, Всевышний — один». Затем он вернулся на носилки, и все горько заплакали. Я ущипнул себя, почувствовал боль и понял, что не сплю. Побежал за ними, и вдруг умерший снова встал, принял на себя бремя Царства Небесного (т. е. произнес «Шма», как и в первый раз) и вернулся на носилки. Провожающие снова зарыдали.

Я оцепенел от страха, но, тем не менее, продолжал следить за процессией, пока она не дошла до Масличной Горы. Там «умерший» встал с носилок и самостоятельно спрыгнул в могилу. Через несколько минут он выбрался оттуда и все, включая «главное действующее лицо», разошлись.

Позже я спросил у одного знакомого: что за похороны такие? Что это было?

Он объяснил мне: «умершим» был праведник гаон раби Ицхак Алфия[2]. Он попросил своих учеников инсценировать похороны, так как желал сильнее ощутить истинный трепет перед Небесами. Так он сможет всегда помнить о дне смерти, легче раскается в грехах и правильнее использует отпущенное ему время, посвятив его изучению Торы.

Ведь в могилу человек не унесет ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней и жемчуга, а только Тору и добрые дела, как сказано (Йешая 58:8): «Тогда прорвется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро явится, и пойдет пред тобой правда твоя, слава Господа будет следовать за тобой». (Ма Ахавти Торатэха)


[1] Раби Мордехай-Цемах Элияху (1928-2009 / 5689-5770, Иерусалим) — главный сефардский раввин Израиля («Ришон ле-Цион») с 5743 /1983 года по 5753 / 1993 год, духовный лидер национально-религиозного лагеря Израиля.

[2] Раби Ицхак Алфия (5638-5715 / 1878-1955, Халеб / Алеппо — Иерусалим) — член раввинского суда, один из выдающихся иерусалимских каббалистов.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Зачем соблюдать законы семейной чистоты, если из-за этого муж изменяет?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как воспитывать ребенка без физического наказания?

3 марта, отвечает Лея Хмельницкая

Разница в возрасте между супругами в 24 года — приемлема?

1 марта, отвечает Хана Лернер

Милосердие (рахамим) — это одно из тринадцати качеств, которые можно отнести к проявлению Всевышнего. Читать дальше

Как Творец сочетает правосудие и милосердие?

Рав Барух Лехт

Можно ли содержать домашних животных?

Рав Реувен Куклин

Несколько дней назад мы взяли кошку.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Вот говорится, высший смысл — уподобиться Творцу. Но как воспринимать жестокость в Писании?..

Рав Эльяким Залкинд

В Танахе упоминаются случаи настоящего геноцида. Как относиться к этим эпизодам?