«Каждый человек, жена которого совратится и нарушит верность ему…» (Бемидбар 5:12)
Неверность начинается с зависти… Творец мира создал нас несовершенными, чтобы мы стремились восполнить свои недостатки, восполнить то, чего нам недостает. Однако делать это нужно не из зависти.
В добрый час парень с девушкой поженились. Жена спросила мужа, что ему приготовить на обед, — хотела узнать, что он любит. Тот ответил, что предпочитает шницель с рисом и овощной салат. «Достойная жена исполняет желание мужа» (Тана дэ-Вэй Элияу Рабба 9). Каждый день теперь она готовила ему шницель с рисом… Спустя месяц муж уже не мог это видеть.
Задумаемся: если это действительно было то блюдо, которое он любил больше всего, почему оно надоело ему? Ведь если он на самом деле получал удовольствие от шницеля и риса, это удовольствие не должно было бы уменьшаться. Он был бы счастлив, что преданная супруга каждый день подает ему то, что он любит.
Но, согласно принципу, который мы упомянули, человек получает удовольствие не от самого блага, а от того, что восполняет недостающее. А если он каждый день получает то, что любит, здесь уже нет «недостающего», а значит — и удовольствия от его восполнения.
Человек сбился с пути посреди пустыни в жаркий день — и целый день мучился от жажды. Его, в конце концов, нашли и напоили теплой и несвежей водой из старой бутылки. И он почувствовал огромное наслаждение.
А если человек уже выпил две бутылки воды, то, когда ему дадут третью — даже с самым вкусным напитком в мире, — удовольствия он не почувствует. Насколько сильно страдание от неудовлетворения потребности, настолько велико будет наслаждение от ее удовлетворения.
Иллюзии, которые создает для нас злое начало: будто «у соседа трава зеленее», заставляют человека испытывать зависть, вожделение и муки неудовлетворенной гордости. Всё это, в конце концов, «сживает нас со свету» (Авот 4:21). Не зря мудрейший из людей, царь Шломо, сказал (Шир а-Ширим — Песнь Песней 8:6): «…как преисподняя — люта зависть (ревность)» (Ма Ахавти Торатэха).
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.