Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все мы стремимся совершенствовать свое поведение, продвигаться в вере. Но иногда бывают грехи настолько тяжелые, что никакое духовное пробуждение не поможет, пока грех не будет исправлен.

«А Б-г Всемогущий да даст вам милость пред человеком тем, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего…» (Берешит 43:14). Здесь видим один из аспектов принципа «мера за меру». Когда человек находится в тяжелой ситуации, нуждается в спасении, ему следует проявить милосердие к другим, и тогда Небеса смилуются над ним самим.

Я слышал от гаона раби Ицхака Зильберштейна[1]: когда человек в беде и ему особенно нужно милосердие Небес, пусть поищет кого-то, кто нуждается в помощи, пробудит в своем сердце милосердие к нему и поможет. За это ему могут послать спасение по принципу «мера за меру», как сказали мудрецы: «Каждого, кто проявляет милосердие к творениям, милуют с Небес».

Так раби Шломо Клугер[2] объясняет то, что Яаков сказал сыновьям — «Б-г Всемогущий да даст вам милость пред человеком тем…»: Всевышний приведет к вам кого-то, кто нуждается в милосердии. «Пред человеком тем» означает — «прежде, чем вы придете к тому человеку, в чьей милости нуждаетесь». Вы проявите милосердие к тому, кому оно необходимо, а за это и к вам Свыше будет проявлено милосердие.

Все мы стремимся совершенствовать свое поведение, продвигаться в вере. Но иногда бывают грехи настолько тяжелые, что никакое духовное пробуждение не поможет, пока грех не будет исправлен. Здесь также действует принцип «мера за меру», один из основных принципов, по которым Всевышний управляет миром.

Один из самых тяжких грехов — унизить мудреца. О том, кто делает это, говорят: нет исцеления горю его. Всевышний не прощает оскорбление мудрецов Торы.

Рассказывает гаон раби Элимелех Бидерман[3]:

Это было в месяце Элуль в 5778 (2018) году. Я шел с Минхи (послеполуденной молитвы) и встретил одного праведного еврея, богобоязненного, приблизившего многих людей к Торе. Он рассказал, что с ним произошло:

— Несколько лет назад у нас в семье случилась беда. Мой тринадцатилетний сын сошел с прямого пути и не прекращал деградировать, пока не опустился на самое дно и не решил оставить иудаизм. Ну, и одеваться начал соответственно, отрастил волосы, сбросил кипу и намеревался отвергнуть всю Тору.

Мы видели в этом страшный приговор Свыше. Наш дом был домом Торы, в нем уважали всё, что свято для еврея. Происходящее вызвало у нас потрясение и шок.

Мы с женой, другие дети, вся семья — мы были потрясены, чувствовали, что жизнь превращается в ад. И не знали, что делать и что сказать подростку, которого так тянет внешний мир.

Чтобы вы понимали: наш дом полон тепла, любви и уважения к Торе, а этот ребенок учился в лучших учебных заведениях и добивался там больших успехов. Не было у него никакой «логической» причины забросить путь, по которому он шел раньше.

Я сидел… убитый. И думал: в мире всё происходит по Воле Творца. И нам с родными такое страдание послано Свыше. Несомненно, должна быть какая-то причина, по которой это обрушилось именно на нас. Что же это за причина?

Внезапно я вспомнил кое-что, от чего меня бросило в дрожь. Однажды в молодости мы сидели с несколькими хорошими друзьями и заговорили о святом Гаоне из Вильно[4]. Мы не говорили ничего хорошего. Наоборот, критически отзывались о его духовном пути, рассуждая, почему он не присоединился к движению хасидизма.

Мы говорили о нем так, словно это был простой еврей, которому можно возражать, с чьим мнением можно спорить.

Я сразу же почувствовал, что Всевышний наказывает меня теперь, когда мой сын достиг возраста Бар-Мицвы (еврейского совершеннолетия), за то, что я пренебрежительно отозвался об одном из великих мудрецов еврейского народа — святом Виленском Гаоне.

Наши учителя говорят (Авот 2:10): «И грейся у огня мудрецов, но будь осторожен, чтобы не обжечься их углями. Ибо укус их — укус лисы и жалят они, как жалит скорпион, а шипение их — шипение змеи, и все слова их — словно угли пылающие».

Всевышний сурово спрашивает за оскорбление мудрецов. Сказано: «Кто унижает мудрецов — нет исцеления горю его».

Я не сомневался: именно то, что я оскорбил Виленского Гаона, стало причиной этого несчастья с сыном, который решил отойти от религии совершенно неожиданно, безо всяких объяснений и причин.

Поняв это, я сразу начал действовать. Отправился к раби Мордехаю Гроссу[5], который посещал могилу Виленского Гаона в месяце элуль, и попросил его помочь мне. Я хотел, чтобы он там, на могиле, попросил за меня прощения у великого праведника. Раби Мордехай ответил, что в этом году уже был там, но он знает одного уважаемого еврея, который живет в Вильнюсе и может передать мои слова, стать моим посланником.

Рав Гросс позвонил этому человеку, попросил его помочь мне, и тот согласился. Он пошел на могилу Гаона и просил от моего имени прощения за оскорбление. Это было ровно в 18:30 по израильскому времени.

В тот самый момент мой сын сел в автобус, чтобы ехать домой. Там он увидел друга детства, с которым учился вместе с хедере. Друг посмотрел на него и удивился: «Что с тобой случилось? Почему ты так странно выглядишь? Ты оставил Тору? Даже если у тебя не осталось желания изучать ее, зачем вот это вот всё? Разве ты выигрываешь что-то от этого?»

Друг без церемоний допытывался у сына, в чем дело, как раз в те минуты, когда мой посланник просил прощения на могиле Виленского Гаона. Слова друга проникли в сердце сына, он не стал отвечать на упреки, а, придя домой, сказал мне: «Пап, извини. Дай мне талит, а? Хочу снова надеть. Можешь постричь мне волосы?»

Я снова был потрясен. Как раз тогда, когда посланник «передал» мои извинения Гаону, сын решил вернуться к Торе. Он вернулся в ешиву, сейчас продолжает нормально учиться.

Так я на собственном опыте убедился, насколько опасно дурно говорить о мудрецах и великих людях нашего народа. Тот, так поступает, навлекает на себя страшную опасность, ведь неизвестно, чем могла бы, не дай Б-г, закончиться эта история. Лучше вспомнить о своих грехах раньше, чем произойдет несчастье, раскаяться и впредь быть осторожным (Бэха Батахну).


[1] Рав Ицхок Зильберштейн (род. в 1934/5694) — выдающийся галахический авторитет (специалист по еврейскому Закону) литовского направления. Занимается законами врачебной деятельности и галахическими проблемами, связанными с медициной. Раввин района Рамат Эльханан в Бней-Браке, член Совета выдающихся знатоков Торы (Моэцет гдолей а-Тора) «Дэгель Исраэль», глава колеля «Бейт-Давид» в Холоне.

[2] Раби Шломо бар Йеуда-Аарон Клугер (Мааршак; 5546-5629 /1786-1869) — выдающийся законоучитель, а также комментатор Пятикнижия.

[3] Рав Авраам-Элимелех Бидерман (род. в 1967/5728) — раввин хасидского направления, автор интересных толкований и бесед, которые его ученики издают в книгах «Беэр а-Хаим».

[4] Виленский Гаон, Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро (5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства. Виленский Гаон наложил хэрэм (отлучение) на хасидов, тем не менее, крупнейшие лидеры хасидизма признавали гениальность и святость Гаона и уважали его как при жизни, так и после смерти.

[5] Рав Мордехай Гросс (род. в 5711/1950) — глава бейт-дина (еврейского суда) «Ханихэй а-йешивот», раввин нескольких общин в Бней-Браке и Модиин Илит, галахический авторитет.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Допустимо ли говорить супруге, что она набрала вес?

Вчера, отвечает Хая Черняк

Дочь отказывается утром умываться и одеваться, приезжает в сад в пижаме

19 ноября, отвечает Рав Моше Эстрин

Как найти спутника жизни, если отношения приносят боль?

17 ноября, отвечает Ципора Харитан

Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше