«И остался Яаков один. И боролся человек с ним до восхода зари. И увидел, что не одолевает его…» (Берешит 32:25). Почему ангел сражался именно с нашим праотцем Яаковом, а не с Авраамом или Ицхаком? Конечно, речь идет об ангеле-покровителе Эсава, но всё же Эсав родился еще при жизни Авраама, так что его ангел мог бы вступить в бой с Авраамом. Или же он мог напасть на Ицхака, который, несомненно, прожил еще немало лет после конфликта своих сыновей.
Почему же ангел Эсава направил свои силы именно на войну с Яаковом?
Найти ответ нам поможет следующая история, хорошо известная среди литовских евреев.
В ешиве рава Хаима в Воложине было три самых выдающихся ученика. У одного из них была прекрасная родословная — он происходил из семьи известных раввинов, второй обладал замечательными личными качествами, у третьего был острый ум и различные таланты, а кроме того он был невероятно усерден в изучении Торы.
Прошло некоторое время, и этих троих учеников захватил дух берлинского «просвещения», которое в ту пору сильно опустошало «виноградник дома Израиля». Они покинули ешиву и обратились к чужой культуре. Трудно представить и описать страдания рава Хаима из-за того, что случилось с этими тремя дорогими ему учениками. Его душа отказывалась утешиться, он плакал о них.
Однажды ночью Виленский Гаон, учитель рава Хаима, явился ему во сне и сказал:
«Знай, что меч просвещения погубит еще многих достойных людей и заслуги отцов не спасут тех, кто попадет в западню неверия. Ведь весь народ Израиля ведет свою родословную от святых праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова. Прекрасные личные качества тоже не дают гарантий спасения и не защитят от кары, так как они встречаются не только у евреев. Но в одном могу тебя заверить без сомнения: заслуга Торы защитит тех, кто трудился у ее дверей! Каждого, кто хоть раз вкусил сладость изучения Торы ради нее самой, эта заслуга непременно спасет от падения в яму гибельную!»
Прошло несколько лет, и рав Хаим решил поинтересоваться, что стало с теми тремя учениками. Выяснилось, что парень из знатного раввинского рода совершенно забыл о своих предках и полностью ассимилировался. Тот, у кого были прекрасные человеческие качества, целиком погрузился в изучение философии. В итоге его разум погряз в противоречиях и он принял христианство.
Третий же, который был наиболее усерден в Торе, поступил в университет и достиг высот в науке. Он стал профессором. В те времена человек, занимавший такую должность, должен был принадлежать к господствующей конфессии, но бывшему ешиботнику удавалось пока уклоняться от измены вере.
Впрочем, не прошло много времени — и тот ученик постучал среди ночи в дверь своего бывшего учителя. Он рассказал: в конце концов, наступил момент, когда ему пришлось бы отказаться от иудаизма. Однако он попросил дать ему трехдневную отсрочку. А сам собрал немногочисленные пожитки, покинул город и направился в Землю Израиля. И вот — заглянул по пути в Воложин, чтобы повидать рава.
Рав Хаим обнял ученика, а затем спросил: «Скажи мне, сын мой: что же спасло тебя от греха?»
Ученик рассказал: «Это было в те три дня, которые мне дали, чтобы перейти в чужую веру. Я прошел ночью по городской площади мимо еврейского дома. Оттуда раздавался голос человека, изучавшего Тору с напевом, который пленил мое сердце. Я застыл на месте как вкопанный и не мог оторваться от прекрасного напева.
Он показался мне скорбным плачем — как будто Тора плачет о том, что я оставил ее и ушел исследовать пустоту. В тот момент у меня пробудились мысли о раскаянии, и в сердце созрело решение: ни за что не оставлю веру моих отцов и будь что будет! И вот я здесь…»
Отсюда видно, что главная деятельность и заслуга народа Израиля, от которой зависит само его существование, — это изучение Торы. Только заслуга изучения Торы может гарантировать продолжение существования нашего народа.
В этом духе рав Элханан Вассерман объясняет, почему ангел Эсава боролся именно с Яаковом. Ведь известно, что ведущим качеством нашего праотца Авраама является Милосердие (Хесед), а Ицхака — Сила, Самоограничение (Гвура). Яаков же — столп Торы.
Ангел Эсава знал, что заслуги Авраама не гарантируют продолжения существования евреев, поскольку милосердие встречается и у других народов. Мужество и самоограничение также не являются исключительным достоянием евреев — такие качества есть и у других. Говорят, что Ишмаэль — это «милосердие нечистоты», а Эсав — «мужество нечистоты».
В отличие от этого, заслуги Яакова, заслуги Торы — это гарантия существования народа Израиля. Против них-то ангел Эсава и воюет! Тора принадлежит только Израилю, и это единственное лекарство от дурного начала, «царя старого и глупого».
Ангел Эсава знал: если ему удастся сломить столп Торы, нашего праотца Яакова, он победит всю общину Израиля. Вот почему «боролся с ним человек», но в итоге «увидел, что не одолевает его»! (Лэламедха)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский