Темы: Недельная глава, Рош Ашана, Деньги, Парнаса, Рассказы, Небесный суд, Суд в Рош а-Шана
«В Рош а-Шана записывается… кто будет благоденствовать, а кто — страдать» (из пиюта У-нэтанэй токеф).
Рассказывает рав Галинский:
Я слышал от раби Хаима Шмулевича: люди сидят, беседуют, и вдруг разносится голос из громкоговорителя. Все сразу умолкают и прислушиваются: о чем объявляют, кто умер?
В древности власти объявляли свои указы через глашатаев (см. комментарий Раши к Таанит 30 б). Когда суд приговаривал человека к смерти, перед ним шли глашатаи: «Такой-то человек будет побит камнями за такой-то грех» (Санхедрин 43а).
А представьте себе, что выйдет глашатай и закричит на весь город: «Слушайте, слушайте! Такой-то человек упал на улице Хазон Иш!»
— Б-же упаси! И что случилось?
«И поранил себе палец!»
— Ну, тоже мне… Так ему и надо — он ведь наверняка шел по тротуару. А тротуары на улице Хазон Иш плохо заасфальтированы. Да и вообще, кто же ходит по тротуару? Зачем он решил выделиться? Если бы он шел по проезжей части, как все остальные, их заслуги защитили бы его. Но кричать из-за этого на весь город?!
«Сказал раби Ханина: не заболит у человека палец в нашем мире, пока не провозгласят об этом Свыше!» (Хулин 7 б). И это уже не машина с громкоговорителем, а весть, разносящаяся по всем мирам!
«Кто обеднеет, а кто разбогатеет» (из У-нэтанэй токеф) — эти слова касаются каждого человека. Ведь сказано (Бейца 16а), что пропитание на год отмеряется человеку между Рош а-Шана и Йом-Кипуром. «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время, — для праздничного дня вашего, Ибо закон (хок) это для Израиля…» (Тэилим 81:4). А «закон» означает «пропитание», как сказано: «…и они питались со своего участка (ахлю эт хукам, буквально — “ели свой закон”, “свое по закону”), который дал им фараон» (Берешит 47:22).
И сказано (Бава Батра 10а): «Как доходы отмеряются для человека с Рош а-Шана, так и всё, что он потеряет, отмеряется с Рош а-Шана. Если он удостоился — “разделил ты с голодным хлеб твой…” (Йешаяу 58:7). Не удостоился — “…и бедняков скитающихся ввел в дом”».
В Гмаре рассказано: рабан Йоханан бен-Закай увидел во сне на исходе Йом-Кипура, что его племянники лишатся в этом году семисот динаров. Он убедил их раздать на благотворительность крупные суммы, за весь год это составило 683 динара. Накануне следующего Йом-Кипура государство забрало у них еще 17.
Они испугались, что это лишь начало бедствий, и попросили рабана Йоханана помолиться за них. А он сообщил им, что эти 17 динаров дополняет сумму убытков, которая была им установлена год назад.
Итак, для каждого в начале года устанавливается, насколько он обеднеет или разбогатеет.
В Новардоке рассказывали:
Раби Авраам Залманс, глава ешивы «Бейт Йосеф» в Варшаве, приехал однажды к себе на съемную квартиру, и хозяйка с сожалением сообщила ему: «Кошка съела ваше масло». Масло было единственным продуктом, смягчавшим черствый хлеб, которым он питался. Холодильников тогда не было — масло стояло на полке, кошка добралась туда и съела его.
— Быть такого не может! — решительно возразил раби.
Хозяйка начала защищаться:
— Мое-то масло в шкафу, его кошка съесть не могла!
— И мое не могла! — заявил раби.
Хозяйка обиделась, подумав, что он обвиняет ее в краже масла, но раби объяснил:
— Если кошка съела масло, значит, масло было ее, а не мое. Мое масло никто не может съесть (Вэ-игадэта).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский