Темы: Недельная глава, Экев, Рассказы
«И будет, за то, что будете слушать законы эти и хранить и исполнять их, хранить будет Господь, Б-г твой, для тебя союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим» (Дварим 7:12).
Сказано в Гмаре: «Мы бежим, и они бегут. Мы бежим — к жизни вечной, а они бегут — к яме гибельной» (Брахот 28 б; «они» здесь — не простые люди, а ученики, оставившие изучение Торы).
«Они бегут» — неслучайно всё жидкое, включая нечистоты, естественным образом «бежит» вниз, не в гору, а к подножию. Змею сказано: «…ты будешь жалить его в пяту» (Берешит 3:15). Место ситра ахра («другой стороны») — противоположности святости — в «подножии», в пяте, как сказано: «Ноги ее нисходят к смерти, на преисподнюю опираются стопы ее» (Мишлей 5:5).
Ситра ахра в значительно большей мере, чем это было раньше, проявляется в последних поколениях, называемых «пяткой Машиаха». Но «мы бежим», чтобы исправить грех, извлечь всё драгоценное из этой грязи.
«И будет за то (вследствие того — экев), что будете слушать» — рав Яаков Абухацира, автор книги «Абир Яаков», объясняет, что эти слова предписывают нам исправить «пяту» и все наши шаги (на иврите слово экев означает «пята», «след», в рассматриваемом стихе Торы переводится как «следствие»). Пойти на урок Торы, помолиться в миньяне, выполнить какую-либо другую заповедь — означает вырвать добычу из пасти дурного начала: «Заглотнет изобилье он — и изрыгнет» (Иов 20:15).
Мы «бежим» к жизни вечной, и, пока придерживаемся этого направления, «хранить будет Господь, Б-г твой, для тебя союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим». «Пятка Машиаха» приведет к дням Машиаха, к полному избавлению, спасению и утешению — когда «пятка» будет исправлена.
Если «направим стопы» к заповедям, поспешим их выполнять, и «удержим стопы» от пути греха, то удостоимся всех благословений, которые нам обещаны за это: «И возлюбит Он тебя, и благословит тебя, и размножит тебя… Благословен будешь ты больше всех народов… И отдалит Господь от тебя всякую болезнь…» (Дварим 7:13-15). Да случится это вскоре, в наши дни. Амен.
О том, как важно прилагать усилия к духовному развитию, изучая Тору и «бегом» выполняя заповеди, свидетельствует следующая история:
Бабушка научила меня играть в «Монополию». Она поняла, что это игра, которая учит делать покупки. Она собрала всё, что только можно, и в итоге стала мастером игральной доски.
Каждый раз она забирала мой последний доллар, а я терпела сокрушительное поражение. И каждый раз она смотрела на меня и повторяла одно и то же: «Однажды ты сама будешь обучать этой игре!»
Однажды летом я играла в «Монополию» с соседкой почти каждый день. Ежедневно мы играли часами, и в то лето я научилась этой игре. Я поняла, что единственный путь к победе — полностью отдаться приобретению; поняла, что деньги и имущество — лишь способ заработать очки. И до конца лета я стала даже более жесткой в игре, чем моя бабушка. Я была готова поставить себе на службу все правила, когда было нужно, лишь бы выиграть.
После этого осенью я села играть с бабушкой. И отняла всё, что у нее было, сломила ее как экономически, так и психологически. Смотрела, как она отдает мне свой последний доллар и признает горькое поражение. И тогда выяснилось, что есть еще кое-что, чему она может меня научить…
Она посмотрела на меня и сказала: «Теперь всё возвращается в коробку». Все эти дома и гостиницы, фирмы, поезда и электростанции — всё имущество и все деньги теперь возвращаются в коробку.
— Ой, я не хочу, чтобы это вернулось в коробку! — воскликнула я.
— Что поделаешь, — сказала бабушка. — Ничто из этого на самом деле тебе не принадлежало. Ты волнуешься из-за этого, но всё это было здесь задолго до того, как ты села играть, и останется здесь после того, как ты уйдешь. Игроки приходят и уходят, но всё каждый раз возвращается в коробку. Машины, звания, одежда, портфели, недвижимость… даже твое тело.
И тогда я поняла, что так оно и есть: всё, что я использую, накоплю и соберу, вернется в коробку, а я потеряю всё это. Не такой уж большой выигрыш после всех приложенных усилий, не правда ли?
Друзья, представьте, что вы, в конце концов, получили повышение, о котором мечтали, совершили главную покупку, приобрели идеальный дом, достигли экономической стабильности и забрались на самую высокую для Вас ступень лестницы успеха. И тогда весь восторг… растворяется. Что дальше?
Вы, конечно же, понимаете, что всего этого никогда не бывает достаточно. И тогда вам приходится задать себе вопрос: что же на самом деле важно? В чем смысл жизни, если, в конце концов, всё возвращается в коробку?
Мы собираем и копим, покупаем и вкладываем, посвящаем дни и ночи напролет тому, чтобы создать себе уютный и качественный мир. Но, в конце концов, всё это нам придется вернуть в «коробку», всё, над чем трудились: дома, машины, бизнес… всё это останется здесь!
Если только остановимся на мгновение и задумаемся, то сразу вспомним, что всё уходит в «коробку». Мы проводим жизнь, вкладываясь в этот мир, и иногда забываем свою настоящую цель — удостоиться доли в мире Будущем.
Всевышний создал этот мир, чтобы он служил человеку и чтобы человек мог служить своему Создателю максимально эффективно. Не стоит вкладывать все свои силы в преходящий, временный мир — лучше переключить внимание и вкладывать в свой мир вечности. Важно проанализировать: во что стоит вкладывать силы, мысли, желания, а к чему лучше прилагать поменьше усилий, поскольку в итоге результат останется в «коробке» («Абир Яаков»).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его